Танцы живых и мертвых

21 и 22 сентября в Александринском театре прошли премьерные показы новой версии балета Бориса Эйфмана «Красная Жизель» о трагической судьбе балерины Ольги Спесивцевой. Впервые поставленный в 1997 году спектакль по праву считался одним из лучших в репертуаре труппы. Теперь этот спектакль танцуют молодые артисты.

Наш корреспондент встретилась с Марией АБАШОВОЙ и Олегом ГАБЫШЕВЫМ, исполнителями главных ролей в новой постановке, чтобы узнать, многое ли потребовалось изменить в спектакле спустя почти двадцать лет.

Танцы живых и мертвых  | Олег Габышев и Мария Абашова в сцене из спектакля «Красная Жизель».<br>ФОТО Евгения МАТВЕЕВА предоставлено пресс-службой театра

Олег Габышев и Мария Абашова в сцене из спектакля «Красная Жизель».
ФОТО Евгения МАТВЕЕВА предоставлено пресс-службой театра

– Как вы считаете, почему театру снова оказался нужен этот балет?

Олег ГАБЫШЕВ: – «Красная Жизель» уже стала классикой мирового балета. Она идет не только в России. Эту постановку хотят иметь в своем репертуаре многие зарубежные театры. Хореография спектакля была почти полностью изменена, усовершенствована Борисом Яковлевичем. Поэтому новая постановка не восстановление старого балета, а его иное пластическое прочтение.

Мария АБАШОВА: – Борис Эйфман добавил новые сцены, чтобы артисты и зрители могли острее прочувствовать трагедию главной героини. В финале спектакля не могу сдержать слез. В отличие от Олега я не принимала участия в прежней версии постановки, хотя в 2002 году, когда Борис Эйфман брал меня в труппу, я пробовалась именно на «Красную Жизель». Но потом мы начали работать над новыми балетами – «Кто есть кто», «Мусагет», «Анна Каренина» – и мне так и не довелось тогда станцевать Спесивцеву.


– Что именно поменялось в спектакле?

О. Г.: – Борис Яковлевич постоянно видоизменяет свои балеты. Весной «Красная Жизель» была перенесена в переосмысленной версии на сцену Венской народной оперы и исполнена труппой Венского государственного балета. Но и после этого он еще раз переработал спектакль. Все наши танцовщики ощущают, что спектакль стал требовать еще большей отдачи. Нет моментов, когда ты можешь хоть чуть-чуть расслабиться. Нам непросто, но, безусловно, интересно.

М. А.: – Для новой редакции спектакля сочинены очень сильные сцены. Например, эпизод с расстрелом. Представьте: хрупкая классическая балерина, танцующая Жизель, вдруг сталкивается с кошмаром... Появились также танцы мертвых. Все это ярче и убедительнее объясняет, почему психика героини надломилась. Когда мы начали репетировать, Борис Яковлевич сказал: «Забудьте старое». Есть несколько узнаваемых движений из прошлого спектакля, но в основном вся хореография – новая. Каждый раз хореограф говорит нам, что мы не знаем предела своих возможностей.


– Вы рассчитываете заинтересовать именно молодую аудиторию?

О. Г.: – В этом спектакле мы размышляем о том, насколько тяжело было такому беззащитному искусству, как балет, сохранить себя в годы тяжелых испытаний, когда многим талантливым людям пришлось покинуть родину. Наша задача – сделать так, чтобы молодые люди после спектакля захотели больше узнать о жизни тех исторических персонажей, которых мы ему показали. Многие слышали имена звезд – Михаила Барышникова, Майи Плисецкой. Однако в целом история русского балета, покорившего весь мир, молодежи почти неизвестна. Пусть «Красная Жизель» побудит ее восполнить этот пробел.

М. А.: – Теодор Курентзис, например, ставит блестящие оперы, которые не принимает старшее поколение. Но нужно действовать, а не бесконечно эксплуатировать то, что было создано в прошлые века. Классические оперы и балеты занимают свою нишу в искусстве, их ни в коем случае нельзя снимать с репертуара. Однако не следует забывать, что каждой последующей эпохе необходимо новое искусство.


– Балет теперь тоже часть синтеза искусств, где соединяются цирк, акробатика, драма и пластика.

О. Г.: – Приходится выбирать, что тебе ближе – классика или современность. Если последнее, то нужно постоянно искать новые приемы и технические решения. А если чувствуешь, что тяготеешь к стилистике XIX века, придется придерживаться канона. Когда я смотрю «Лебединое озеро», то восхищаюсь алгебраической выверенностью и музыкальностью каждой комбинации. И тем не менее стараюсь найти себя в современных стилях: мне нравятся хип-хоп, локинг, брейк-данс, хотя балетному человеку работать в них тяжеловато.

М. А.: – Я приобрела довольно богатый творческий опыт, пока готовила партию в «Красной Жизели». Я танцую на пальцах, изображая восхождение и триумф Спесивцевой как классической балерины. Затем, показывая начало личной катастрофы героини, перехожу на пластику психологического балета. Потом вновь появляюсь на сцене в белой пачке. В нашем балете художественный синтез присутствует как в музыке – в спектакле звучат произведения Чайковского, Бизе и Шнитке, – так и в хореографии.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (5552) от 25.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...