2Vtzqv4Hz9U

Танцы в «Бутылке»

20 сентября в Новой Голландии, в отреставрированном здании «Бутылки», откроется студия Дианы Вишневой Context Pro. Всем созданным в последние годы балетным школам, которых сегодня в Петербурге на удивление много, придется расступиться перед молодой королевой российского современного балета.

Танцы в «Бутылке» | ФОТО предоставлено пресс-службой проекта

ФОТО предоставлено пресс-службой проекта

Конкурсного отбора не планируется. Помимо необходимых в любом искусстве классических основ обещают учить всех желающих современному танцу.

Но, перед тем как студия Context Pro распахнет свои двери, на острове пройдет несколько мероприятий, посвященных танцевальному искусству.

Как уже знают читатели, первый лебедь прилетел в Новую Голландию из Израиля, страны, подарившей современному танцу его главных героев. Там, на Земле обетованной, танец стал философией, образом жизни и частью национального самосознания. Наверное, это связано с редким в нашем мире духовным единством народа. Ведь только в танце и хоровом исполнительстве все участники действа, связанные цепью совместного творчества, учатся чувствовать друг друга.

Начался день с мастер-класса Владимира Варнавы, победителя конкурса молодых хореографов международного фестиваля современной хореографии Context. Самый востребованный сегодня молодой хореограф приехал в Петербург из Ханты-Мансийска в 2012 году, поставил на независимых площадках несколько талантливых спектаклей, получил премию «Золотая маска» и недавно поставил балет «Ярославна» Бориса Тищенко в Мариинском театре. По мнению хореографа, этот балет сегодня воспринимается как блокбастер, а значит, ставить его надо, пользуясь теми же средствами: иронично, с вызовом, но и с бережным отношением к литературно-музыкальному наследию. В этом весь Владимир Варнава, виртуозно танцующий классику, но уловивший потребность нового века в другом балете, свободном от привычных канонов красоты и не требующем совершенства.

Они во многом похожи с Охадом Наарином, основателем знаменитой израильской труппы «Батшева», — документальный фильм, посвященный хореографу, показали под открытым небом в конце Дня современного танца Израиля. Вспомнилось, что на своих мастер-классах в Москве Наарин говорил то же, что и Варнава. Он даже потребовал, чтобы в зале не было зеркал — танцовщик не должен видеть себя в момент танца, чтобы не думать о том, как он смотрится со стороны. Нужно раскрепоститься. Быть собой. И неважно, умеешь ли ты танцевать.

Мы поднялись на сцену во дворе «Бутылки», покидав на землю ботинки и сумки. Хореограф поправил яркую шапочку и попросил полностью ему довериться.

Колени согнули, достали ладонями стопы, закрыли глаза — и, по словам Владимира Варнавы, «увидели собственное дыхание». Внутри что-то затрепетало, зажглось. Несколько минут отжимались от пола, но как-то легко, без усилий, совсем не так, как на школьной физкультуре. Володя говорил: «Все время чувствуйте состояние невесомости». Внезапно я сделала кувырок — как умела в детстве. Стали раскачиваться, лежа на полу и не ощущая вес тела: вот она какая, невесомость... Я смотрела в безоблачное небо, представила себя облаком и еще раз перекувырнулась.

«А теперь приготовьтесь к объятиям!» — сказал хореограф. Подняли руки вверх — тянемся к небу. Хотелось спросить: «Варнава, где мои крылья?» По просьбе хореографа попробовали коснуться затылком седьмого шейного позвонка (видимо, той точки, из которой растут крылья). Хаотично передвигались по сцене, наш молодой мастер велел смотреть в глаза танцующим рядом и «собирать как можно больше лиц!».

Чье-то дивное сопрано лилось над островом. Из динамиков периодически раздавалась странная музыка. Нам были обещаны сочинения современных израильских композиторов, наверное, они и звучали. Три минуты разогревали тело. Варнава велел постепенно увеличивать темп: «Помните про непрерывное движение и крещендо и танцуйте, танцуйте, танцуйте...» Потом танцевали парами: один партнер вел другого, следуя своему импульсу. А потом он попросил обнимать всех, кто попадается под руку, но не делать никому больно. Найти одно на всех дыхание.

...Потереть ладони и почувствовать энергию, прикоснуться к себе, сначала легонько, затем все сильнее и сильнее. Крещендо. «Обмазать» этой энергией все тело. «Теперь вы под защитой», — уверил Варнава и спрыгнул со сцены, чтобы сделать групповую фотографию.

Потом мы слушали лекцию о феномене израильского танца и смотрели фильм Mr. Gagа. Гага — это название танцевального метода, придуманного Охадом Наарином, он сам предпочитает слово «философия». Так что Гага — это философия. Неразрывная связь тела и духа.

#Новая Голландия #балет #школа

Комментарии