Танго с вечностью

«Классика в темноте» - программные концерты-шоу под звездным небом Планетария. С прошлой осени силами организаторов проекта Roof music fest и ансамбля «Виртуозы Петербурга» под руководством скрипачки Евгении Зимы было сделано семь разных программ. Одна из них - «Времена года Вивальди vs Пьяццолла» - недавно прошла в этом сезоне в заключительный раз.

Танго с вечностью | Скрипачка Евгения Зима и гитарист Артур Бочкивский после концерта поменялись инструментами. ФОТО предоставлено организаторами проекта

Скрипачка Евгения Зима и гитарист Артур Бочкивский после концерта поменялись инструментами. ФОТО предоставлено организаторами проекта

Я шла на концерт подготовленной - знала, что будут включать звезды, что будут видеопроекции, знала, что музыканты будут играть все наизусть. Одно это знание вызывает уважение со стороны коллег: ведь всякий музыкант отлично понимает, что камерный ансамбль из семи человек должен играть по нотам и вступать по концертмейстеру. Иначе просто невозможно. Здесь же нет ни того ни другого. А играют!

Музыканты выходят в маскарадных масках, девушки - в пышных платьях. Иногда их подсвечивает люминесцентное освещение, а иногда они вступают все вместе в кромешной темноте. Будто бы между ними натянута веревочка. Но никакой веревочки нет, только мастерство.

Видеоряд поначалу казался довольно предсказуемым, он несколько недотягивал до уровня игры музыкантов. Звезды почему-то занимали лишь часть купола, оставляя большую часть свода пустым и неосвещенным, затем их сменяли широкоэкранные проекции геометрических узоров и зданий. Само собой, на «Весне» распускались цветы, а на «Лете», которое еще именуется программным подзаголовком «Шторм», зрители видели проекции грозы и бесконечных, даже несколько утомляющих, молний. Несмотря на очевидную иллюстративность, у меня не возникало ощущения цельности музыки и картинки.

Однако после навязчивых молний, отгрохотавших под известнейшую композицию раскатов грома, вдруг все затихло и погасло. Весь купол Планетария осыпало звездами, проступил Млечный Путь, и в полной темноте и тишине зазвучала одинокая гитарная мелодия. С этого момента у происходящего открылся действительно глубокий, даже философский, подтекст.

Можно сколько угодно говорить о том, что само по себе звездное небо прекрасно и что ни включи - это будет действовать на тонкие струны души. Однако живое присутствие человека в музыке позволило осознать: в этом несопоставимо огромном по сравнению с музыкантом пространстве есть то, что оказывается несоизмеримо больше этих галактик. Мысль о том, что без человеческой души здесь, в этой красоте и величественности, нет ни тепла, ни смысла, пришла под переборы гитарных струн. А дальше было еще большее погружение в это состояние - исполнение знаменитого Oblivion («Забвение») Пьяццоллы в необычном составе - гитара, скрипка и саксофон.

Объем, как и звезды, разрастался в темноте. Падал метеоритный дождь, напоминая слезы то ли утраты, то ли счастья встречи после долгой разлуки. И определенно это было уже больше, чем музыка. К середине программы мы видели перед собой вечность, слышали, как в ней поет человеческая душа голосом скрипки, но это было все еще отдельно друг от друга. Словно было тяжело довериться до конца холодной Вечности и затанцевать с ней танго в ритмах Пьяццолы - танец, где без тотального доверия и следования за партнером ничего не получается.

И, словно угадав это состояние, из звездной темноты снова пошел видеоряд с танцем. Одно за другим танго из времен года аргентинского композитора набирало обороты, а перед нами проносились танцующие фигуры, античные боги, которые сами по себе не двигались, но сближались в круговой проекции, как танцоры, между которыми неукоснительно нарастают напряжение и связь, делающая их одним целым...

Совершенно логичным завершением этого «танца» стало появление на свет человеческого голоса. В финале программы скрипачка Евгения Зима спела знаменитую Guarda сhe luna страстно, игриво, виртуозно сочетая игру на скрипке и пение в один момент времени. А следом за этой песней родился и хор голосов - все участники ансамбля спели a capella барочную песню о весне, исполненную на староанглийском языке и призывающую весну, которая в этом году сильно задержалась.

После концерта звездное небо над Петербургом хоть и было затянуто тучами, но сквозь них просачивались знакомые интонации из танго Карлоса Гарделя, которое он написал к фильму «Запах женщины». Его музыканты исполнили на бис, пустив на проекторе виды Петербурга. Оно на весь вечер застряло в сердце, а после концерта по дороге домой наблюдалось легкое беспечное головокружение от осознания того, что ты только что танцевал с самой Вселенной.

#концерт #Планетарий

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...