Танго с вечностью

«Классика в темноте» - программные концерты-шоу под звездным небом Планетария. С прошлой осени силами организаторов проекта Roof music fest и ансамбля «Виртуозы Петербурга» под руководством скрипачки Евгении Зимы было сделано семь разных программ. Одна из них - «Времена года Вивальди vs Пьяццолла» - недавно прошла в этом сезоне в заключительный раз.

Танго с вечностью | Скрипачка Евгения Зима и гитарист Артур Бочкивский после концерта поменялись инструментами. ФОТО предоставлено организаторами проекта

Скрипачка Евгения Зима и гитарист Артур Бочкивский после концерта поменялись инструментами. ФОТО предоставлено организаторами проекта

Я шла на концерт подготовленной - знала, что будут включать звезды, что будут видеопроекции, знала, что музыканты будут играть все наизусть. Одно это знание вызывает уважение со стороны коллег: ведь всякий музыкант отлично понимает, что камерный ансамбль из семи человек должен играть по нотам и вступать по концертмейстеру. Иначе просто невозможно. Здесь же нет ни того ни другого. А играют!

Музыканты выходят в маскарадных масках, девушки - в пышных платьях. Иногда их подсвечивает люминесцентное освещение, а иногда они вступают все вместе в кромешной темноте. Будто бы между ними натянута веревочка. Но никакой веревочки нет, только мастерство.

Видеоряд поначалу казался довольно предсказуемым, он несколько недотягивал до уровня игры музыкантов. Звезды почему-то занимали лишь часть купола, оставляя большую часть свода пустым и неосвещенным, затем их сменяли широкоэкранные проекции геометрических узоров и зданий. Само собой, на «Весне» распускались цветы, а на «Лете», которое еще именуется программным подзаголовком «Шторм», зрители видели проекции грозы и бесконечных, даже несколько утомляющих, молний. Несмотря на очевидную иллюстративность, у меня не возникало ощущения цельности музыки и картинки.

Однако после навязчивых молний, отгрохотавших под известнейшую композицию раскатов грома, вдруг все затихло и погасло. Весь купол Планетария осыпало звездами, проступил Млечный Путь, и в полной темноте и тишине зазвучала одинокая гитарная мелодия. С этого момента у происходящего открылся действительно глубокий, даже философский, подтекст.

Можно сколько угодно говорить о том, что само по себе звездное небо прекрасно и что ни включи - это будет действовать на тонкие струны души. Однако живое присутствие человека в музыке позволило осознать: в этом несопоставимо огромном по сравнению с музыкантом пространстве есть то, что оказывается несоизмеримо больше этих галактик. Мысль о том, что без человеческой души здесь, в этой красоте и величественности, нет ни тепла, ни смысла, пришла под переборы гитарных струн. А дальше было еще большее погружение в это состояние - исполнение знаменитого Oblivion («Забвение») Пьяццоллы в необычном составе - гитара, скрипка и саксофон.

Объем, как и звезды, разрастался в темноте. Падал метеоритный дождь, напоминая слезы то ли утраты, то ли счастья встречи после долгой разлуки. И определенно это было уже больше, чем музыка. К середине программы мы видели перед собой вечность, слышали, как в ней поет человеческая душа голосом скрипки, но это было все еще отдельно друг от друга. Словно было тяжело довериться до конца холодной Вечности и затанцевать с ней танго в ритмах Пьяццолы - танец, где без тотального доверия и следования за партнером ничего не получается.

И, словно угадав это состояние, из звездной темноты снова пошел видеоряд с танцем. Одно за другим танго из времен года аргентинского композитора набирало обороты, а перед нами проносились танцующие фигуры, античные боги, которые сами по себе не двигались, но сближались в круговой проекции, как танцоры, между которыми неукоснительно нарастают напряжение и связь, делающая их одним целым...

Совершенно логичным завершением этого «танца» стало появление на свет человеческого голоса. В финале программы скрипачка Евгения Зима спела знаменитую Guarda сhe luna страстно, игриво, виртуозно сочетая игру на скрипке и пение в один момент времени. А следом за этой песней родился и хор голосов - все участники ансамбля спели a capella барочную песню о весне, исполненную на староанглийском языке и призывающую весну, которая в этом году сильно задержалась.

После концерта звездное небо над Петербургом хоть и было затянуто тучами, но сквозь них просачивались знакомые интонации из танго Карлоса Гарделя, которое он написал к фильму «Запах женщины». Его музыканты исполнили на бис, пустив на проекторе виды Петербурга. Оно на весь вечер застряло в сердце, а после концерта по дороге домой наблюдалось легкое беспечное головокружение от осознания того, что ты только что танцевал с самой Вселенной.

#концерт #Планетарий

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?