Танго с вечностью

«Классика в темноте» - программные концерты-шоу под звездным небом Планетария. С прошлой осени силами организаторов проекта Roof music fest и ансамбля «Виртуозы Петербурга» под руководством скрипачки Евгении Зимы было сделано семь разных программ. Одна из них - «Времена года Вивальди vs Пьяццолла» - недавно прошла в этом сезоне в заключительный раз.

Танго с вечностью | Скрипачка Евгения Зима и гитарист Артур Бочкивский после концерта поменялись инструментами. ФОТО предоставлено организаторами проекта

Скрипачка Евгения Зима и гитарист Артур Бочкивский после концерта поменялись инструментами. ФОТО предоставлено организаторами проекта

Я шла на концерт подготовленной - знала, что будут включать звезды, что будут видеопроекции, знала, что музыканты будут играть все наизусть. Одно это знание вызывает уважение со стороны коллег: ведь всякий музыкант отлично понимает, что камерный ансамбль из семи человек должен играть по нотам и вступать по концертмейстеру. Иначе просто невозможно. Здесь же нет ни того ни другого. А играют!

Музыканты выходят в маскарадных масках, девушки - в пышных платьях. Иногда их подсвечивает люминесцентное освещение, а иногда они вступают все вместе в кромешной темноте. Будто бы между ними натянута веревочка. Но никакой веревочки нет, только мастерство.

Видеоряд поначалу казался довольно предсказуемым, он несколько недотягивал до уровня игры музыкантов. Звезды почему-то занимали лишь часть купола, оставляя большую часть свода пустым и неосвещенным, затем их сменяли широкоэкранные проекции геометрических узоров и зданий. Само собой, на «Весне» распускались цветы, а на «Лете», которое еще именуется программным подзаголовком «Шторм», зрители видели проекции грозы и бесконечных, даже несколько утомляющих, молний. Несмотря на очевидную иллюстративность, у меня не возникало ощущения цельности музыки и картинки.

Однако после навязчивых молний, отгрохотавших под известнейшую композицию раскатов грома, вдруг все затихло и погасло. Весь купол Планетария осыпало звездами, проступил Млечный Путь, и в полной темноте и тишине зазвучала одинокая гитарная мелодия. С этого момента у происходящего открылся действительно глубокий, даже философский, подтекст.

Можно сколько угодно говорить о том, что само по себе звездное небо прекрасно и что ни включи - это будет действовать на тонкие струны души. Однако живое присутствие человека в музыке позволило осознать: в этом несопоставимо огромном по сравнению с музыкантом пространстве есть то, что оказывается несоизмеримо больше этих галактик. Мысль о том, что без человеческой души здесь, в этой красоте и величественности, нет ни тепла, ни смысла, пришла под переборы гитарных струн. А дальше было еще большее погружение в это состояние - исполнение знаменитого Oblivion («Забвение») Пьяццоллы в необычном составе - гитара, скрипка и саксофон.

Объем, как и звезды, разрастался в темноте. Падал метеоритный дождь, напоминая слезы то ли утраты, то ли счастья встречи после долгой разлуки. И определенно это было уже больше, чем музыка. К середине программы мы видели перед собой вечность, слышали, как в ней поет человеческая душа голосом скрипки, но это было все еще отдельно друг от друга. Словно было тяжело довериться до конца холодной Вечности и затанцевать с ней танго в ритмах Пьяццолы - танец, где без тотального доверия и следования за партнером ничего не получается.

И, словно угадав это состояние, из звездной темноты снова пошел видеоряд с танцем. Одно за другим танго из времен года аргентинского композитора набирало обороты, а перед нами проносились танцующие фигуры, античные боги, которые сами по себе не двигались, но сближались в круговой проекции, как танцоры, между которыми неукоснительно нарастают напряжение и связь, делающая их одним целым...

Совершенно логичным завершением этого «танца» стало появление на свет человеческого голоса. В финале программы скрипачка Евгения Зима спела знаменитую Guarda сhe luna страстно, игриво, виртуозно сочетая игру на скрипке и пение в один момент времени. А следом за этой песней родился и хор голосов - все участники ансамбля спели a capella барочную песню о весне, исполненную на староанглийском языке и призывающую весну, которая в этом году сильно задержалась.

После концерта звездное небо над Петербургом хоть и было затянуто тучами, но сквозь них просачивались знакомые интонации из танго Карлоса Гарделя, которое он написал к фильму «Запах женщины». Его музыканты исполнили на бис, пустив на проекторе виды Петербурга. Оно на весь вечер застряло в сердце, а после концерта по дороге домой наблюдалось легкое беспечное головокружение от осознания того, что ты только что танцевал с самой Вселенной.

#концерт #Планетарий

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.