Танец помогает не бояться
В шестой раз в нашем городе открылся международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.». Его программа поражает разнообразием и размахом: научные конференции, выставки, премьеры оперных и балетных спектаклей, вокальные и инструментальные концерты. Партнерами фестиваля стали Большой драматический и Александринский театры, Эрмитаж, Санкт-Петербургская филармония. Хозяин фестиваля – Театральный музей – постарался охватить самые разнообразные аспекты, связанные с именем Сергея Дягилева.

Исраэль Гальван и Акрам Хан в сцене из балета «Торобака».
ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля
Имя Дягилева связано в первую очередь с искусством балета, это он сквозь свой «магический кристалл» увидел пути развития хореографии начала ХХ века. Программа открылась на сцене Большого драматического театра балетом «Торобака», сочиненным, поставленным и исполненным под народную музыку двумя танцовщиками-хореографами – мастером индийского классического танца катхак Акрамом Ханом и выдающимся виртуозом танца фламенко испанцем Исраэлем Гальваном.
Название «Торобака» звучит загадочно, но разгадывается просто: в названии соединились два слова, обозначающие священных животных – быка («торо») и корову («бака»). В балете соединились танцевальные традиции Испании и Индии, создав универсальный пластический язык различных этнических культур.
Балет не имеет либретто, его основа – вольная связка хореографических этюдов, где вариации-монологи чередуются с дуэтами, пронизанными ассоциациями и образами. Мощный танец исполнителей в живом сопровождении певцов напоминает поединок друзей-соперников, где каждый участник старается показать красоту и своеобразие национальной музыки и хореографии. Контраст исполнительских индивидуальностей во многом обеспечил успех спектакля.
В танце Исраэля Гальвана – страсть и сила испанского фанданго, которое звучит словно вызов, брошенный толпе элегантным идальго. Затейливые ритмы выстукивают ноги танцовщика, каблуки словно впиваются в планшет сцены, захватывают ее пространство. В бешеном темпе проводит свой монолог герой Гальвана, бесстрашный тореро, успев поведать зрителю и об опасности своего ремесла, и об упоении славой. Пластика танцовщика покоряет выразительностью, отточенностью каждого движения, изысканностью фразировки.
Акрам Хан танцует так, как будто никогда не носил обуви, его босые ноги схвачены в щиколотках цепочками колокольчиков, которые вторят мелодичным перезвоном каждому движению своего «хозяина». Стопы танцовщика непостижимо чувствуют подмостки сцены, руки переплетаются, напоминая ветви деревьев, прыжки не порыв вверх, а толчок самой земли. Акрам Хан держит паузы с грациозностью пантеры, замирающей перед решительным броском, чтобы затем закрутить тело в стремительных вихревых вращениях.
Спектакль начинался и закончился дуэтом исполнителей: создалось впечатление, что два добрых приятеля собрались, чтобы помериться силой, ловкостью, отвагой перед публикой. И публика, покоренная мастерством танцовщиков, наградила их горячими аплодисментами.
После спектакля организаторы фестиваля предложили всем желающим остаться на открытую пресс-конференцию. Мало кто ушел, весь партер оказался заполнен заинтересованными зрителями. Журналисты спросили, меняется ли танец в зависимости от аудитории, велик ли элемент импровизации в соло и дуэтах (да, импровизация всякий раз присутствует, особенно в соло). Поговорили также о том, насколько поменялось впечатление от спектакля-поединка в связи с недавней парижской трагедией. Тут в разговор вступил еще один гость фестиваля – знаменитый хореограф Анжелен Прельжокаж, чей гала-вечер еще предстоит. И он сказал, что искусство помогает людям не бояться, а сопротивляться злу.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5586) от 17.11.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии