Танец помогает не бояться

В шестой раз в нашем городе открылся международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.». Его программа поражает разнообразием и размахом: научные конференции, выставки, премьеры оперных и балетных спектаклей, вокальные и инструментальные концерты. Партнерами фестиваля стали Большой драматический и Александринский театры, Эрмитаж, Санкт-Петербургская филармония. Хозяин фестиваля – Театральный музей – постарался охватить самые разнообразные аспекты, связанные с именем Сергея Дягилева.

Танец помогает не бояться  | Исраэль Гальван и Акрам Хан в сцене из балета «Торобака».<br>ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Исраэль Гальван и Акрам Хан в сцене из балета «Торобака».
ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Имя Дягилева связано в первую очередь с искусством балета, это он сквозь свой «магический кристалл» увидел пути развития хореографии начала ХХ века. Программа открылась на сцене Большого драматического театра балетом «Торобака», сочиненным, поставленным и исполненным под народную музыку двумя танцовщиками-хореографами – мастером индийского классического танца катхак Акрамом Ханом и выдающимся виртуозом танца фламенко испанцем Исраэлем Гальваном.

Название «Торобака» звучит загадочно, но разгадывается просто: в названии соединились два слова, обозначающие священных животных – быка («торо») и корову («бака»). В балете соединились танцевальные традиции Испании и Индии, создав универсальный пластический язык различных этнических культур.

Балет не имеет либретто, его основа – вольная связка хореографических этюдов, где вариации-монологи чередуются с дуэтами, пронизанными ассоциациями и образами. Мощный танец исполнителей в живом сопровождении певцов напоминает поединок друзей-соперников, где каждый участник старается показать красоту и своеобразие национальной музыки и хореографии. Контраст исполнительских индивидуальностей во многом обеспечил успех спектакля.

В танце Исраэля Гальвана – страсть и сила испанского фанданго, которое звучит словно вызов, брошенный толпе элегантным идальго. Затейливые ритмы выстукивают ноги танцовщика, каблуки словно впиваются в планшет сцены, захватывают ее пространство. В бешеном темпе проводит свой монолог герой Гальвана, бесстрашный тореро, успев поведать зрителю и об опасности своего ремесла, и об упоении славой. Пластика танцовщика покоряет выразительностью, отточенностью каждого движения, изысканностью фразировки.

Акрам Хан танцует так, как будто никогда не носил обуви, его босые ноги схвачены в щиколотках цепочками колокольчиков, которые вторят мелодичным перезвоном каждому движению своего «хозяина». Стопы танцовщика непостижимо чувствуют подмостки сцены, руки переплетаются, напоминая ветви деревьев, прыжки не порыв вверх, а толчок самой земли. Акрам Хан держит паузы с грациозностью пантеры, замирающей перед решительным броском, чтобы затем закрутить тело в стремительных вихревых вращениях.

Спектакль начинался и закончился дуэтом исполнителей: создалось впечатление, что два добрых приятеля собрались, чтобы помериться силой, ловкостью, отвагой перед публикой. И публика, покоренная мастерством танцовщиков, наградила их горячими аплодисментами.

После спектакля организаторы фестиваля предложили всем желающим остаться на открытую пресс-конференцию. Мало кто ушел, весь партер оказался заполнен заинтересованными зрителями. Журналисты спросили, меняется ли танец в зависимости от аудитории, велик ли элемент импровизации в соло и дуэтах (да, импровизация всякий раз присутствует, особенно в соло). Поговорили также о том, насколько поменялось впечатление от спектакля-поединка в связи с недавней парижской трагедией. Тут в разговор вступил еще один гость фестиваля – знаменитый хореограф Анжелен Прельжокаж, чей гала-вечер еще предстоит. И он сказал, что искусство помогает людям не бояться, а сопротивляться злу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5586) от 17.11.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.