Танец помогает не бояться

В шестой раз в нашем городе открылся международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.». Его программа поражает разнообразием и размахом: научные конференции, выставки, премьеры оперных и балетных спектаклей, вокальные и инструментальные концерты. Партнерами фестиваля стали Большой драматический и Александринский театры, Эрмитаж, Санкт-Петербургская филармония. Хозяин фестиваля – Театральный музей – постарался охватить самые разнообразные аспекты, связанные с именем Сергея Дягилева.

Танец помогает не бояться  | Исраэль Гальван и Акрам Хан в сцене из балета «Торобака».<br>ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Исраэль Гальван и Акрам Хан в сцене из балета «Торобака».
ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Имя Дягилева связано в первую очередь с искусством балета, это он сквозь свой «магический кристалл» увидел пути развития хореографии начала ХХ века. Программа открылась на сцене Большого драматического театра балетом «Торобака», сочиненным, поставленным и исполненным под народную музыку двумя танцовщиками-хореографами – мастером индийского классического танца катхак Акрамом Ханом и выдающимся виртуозом танца фламенко испанцем Исраэлем Гальваном.

Название «Торобака» звучит загадочно, но разгадывается просто: в названии соединились два слова, обозначающие священных животных – быка («торо») и корову («бака»). В балете соединились танцевальные традиции Испании и Индии, создав универсальный пластический язык различных этнических культур.

Балет не имеет либретто, его основа – вольная связка хореографических этюдов, где вариации-монологи чередуются с дуэтами, пронизанными ассоциациями и образами. Мощный танец исполнителей в живом сопровождении певцов напоминает поединок друзей-соперников, где каждый участник старается показать красоту и своеобразие национальной музыки и хореографии. Контраст исполнительских индивидуальностей во многом обеспечил успех спектакля.

В танце Исраэля Гальвана – страсть и сила испанского фанданго, которое звучит словно вызов, брошенный толпе элегантным идальго. Затейливые ритмы выстукивают ноги танцовщика, каблуки словно впиваются в планшет сцены, захватывают ее пространство. В бешеном темпе проводит свой монолог герой Гальвана, бесстрашный тореро, успев поведать зрителю и об опасности своего ремесла, и об упоении славой. Пластика танцовщика покоряет выразительностью, отточенностью каждого движения, изысканностью фразировки.

Акрам Хан танцует так, как будто никогда не носил обуви, его босые ноги схвачены в щиколотках цепочками колокольчиков, которые вторят мелодичным перезвоном каждому движению своего «хозяина». Стопы танцовщика непостижимо чувствуют подмостки сцены, руки переплетаются, напоминая ветви деревьев, прыжки не порыв вверх, а толчок самой земли. Акрам Хан держит паузы с грациозностью пантеры, замирающей перед решительным броском, чтобы затем закрутить тело в стремительных вихревых вращениях.

Спектакль начинался и закончился дуэтом исполнителей: создалось впечатление, что два добрых приятеля собрались, чтобы помериться силой, ловкостью, отвагой перед публикой. И публика, покоренная мастерством танцовщиков, наградила их горячими аплодисментами.

После спектакля организаторы фестиваля предложили всем желающим остаться на открытую пресс-конференцию. Мало кто ушел, весь партер оказался заполнен заинтересованными зрителями. Журналисты спросили, меняется ли танец в зависимости от аудитории, велик ли элемент импровизации в соло и дуэтах (да, импровизация всякий раз присутствует, особенно в соло). Поговорили также о том, насколько поменялось впечатление от спектакля-поединка в связи с недавней парижской трагедией. Тут в разговор вступил еще один гость фестиваля – знаменитый хореограф Анжелен Прельжокаж, чей гала-вечер еще предстоит. И он сказал, что искусство помогает людям не бояться, а сопротивляться злу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5586) от 17.11.2015.


Комментарии