Танец помогает не бояться

В шестой раз в нашем городе открылся международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.». Его программа поражает разнообразием и размахом: научные конференции, выставки, премьеры оперных и балетных спектаклей, вокальные и инструментальные концерты. Партнерами фестиваля стали Большой драматический и Александринский театры, Эрмитаж, Санкт-Петербургская филармония. Хозяин фестиваля – Театральный музей – постарался охватить самые разнообразные аспекты, связанные с именем Сергея Дягилева.

Танец помогает не бояться  | Исраэль Гальван и Акрам Хан в сцене из балета «Торобака».<br>ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Исраэль Гальван и Акрам Хан в сцене из балета «Торобака».
ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Имя Дягилева связано в первую очередь с искусством балета, это он сквозь свой «магический кристалл» увидел пути развития хореографии начала ХХ века. Программа открылась на сцене Большого драматического театра балетом «Торобака», сочиненным, поставленным и исполненным под народную музыку двумя танцовщиками-хореографами – мастером индийского классического танца катхак Акрамом Ханом и выдающимся виртуозом танца фламенко испанцем Исраэлем Гальваном.

Название «Торобака» звучит загадочно, но разгадывается просто: в названии соединились два слова, обозначающие священных животных – быка («торо») и корову («бака»). В балете соединились танцевальные традиции Испании и Индии, создав универсальный пластический язык различных этнических культур.

Балет не имеет либретто, его основа – вольная связка хореографических этюдов, где вариации-монологи чередуются с дуэтами, пронизанными ассоциациями и образами. Мощный танец исполнителей в живом сопровождении певцов напоминает поединок друзей-соперников, где каждый участник старается показать красоту и своеобразие национальной музыки и хореографии. Контраст исполнительских индивидуальностей во многом обеспечил успех спектакля.

В танце Исраэля Гальвана – страсть и сила испанского фанданго, которое звучит словно вызов, брошенный толпе элегантным идальго. Затейливые ритмы выстукивают ноги танцовщика, каблуки словно впиваются в планшет сцены, захватывают ее пространство. В бешеном темпе проводит свой монолог герой Гальвана, бесстрашный тореро, успев поведать зрителю и об опасности своего ремесла, и об упоении славой. Пластика танцовщика покоряет выразительностью, отточенностью каждого движения, изысканностью фразировки.

Акрам Хан танцует так, как будто никогда не носил обуви, его босые ноги схвачены в щиколотках цепочками колокольчиков, которые вторят мелодичным перезвоном каждому движению своего «хозяина». Стопы танцовщика непостижимо чувствуют подмостки сцены, руки переплетаются, напоминая ветви деревьев, прыжки не порыв вверх, а толчок самой земли. Акрам Хан держит паузы с грациозностью пантеры, замирающей перед решительным броском, чтобы затем закрутить тело в стремительных вихревых вращениях.

Спектакль начинался и закончился дуэтом исполнителей: создалось впечатление, что два добрых приятеля собрались, чтобы помериться силой, ловкостью, отвагой перед публикой. И публика, покоренная мастерством танцовщиков, наградила их горячими аплодисментами.

После спектакля организаторы фестиваля предложили всем желающим остаться на открытую пресс-конференцию. Мало кто ушел, весь партер оказался заполнен заинтересованными зрителями. Журналисты спросили, меняется ли танец в зависимости от аудитории, велик ли элемент импровизации в соло и дуэтах (да, импровизация всякий раз присутствует, особенно в соло). Поговорили также о том, насколько поменялось впечатление от спектакля-поединка в связи с недавней парижской трагедией. Тут в разговор вступил еще один гость фестиваля – знаменитый хореограф Анжелен Прельжокаж, чей гала-вечер еще предстоит. И он сказал, что искусство помогает людям не бояться, а сопротивляться злу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5586) от 17.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...