Таланты и их фанаты. Юбилейный «Самсон и Далила» Ольги Бородиной - в Мариинском театре

Ольга Бородина, солистка Мариинского театра, отметила 30-летие творческой деятельности концертным исполнением оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса, пригласив разделить с ней сцену знаменитого аргентинского тенора Хосе Куру и французского маэстро Эммануэля Вийома.

Таланты и их фанаты. Юбилейный «Самсон и Далила» Ольги Бородиной - в Мариинском театре | Мариинский театр/ Фотограф Валентин БАРАНОВСКИЙ/ 2018 г.

Мариинский театр/ Фотограф Валентин БАРАНОВСКИЙ/ 2018 г.

Публика после финальной сцены не просто взорвалась оглушительными овациями - она взревела, как ревут футбольные фанаты при забивании долгожданного гола. Оркестр, хор и слившиеся с ними солисты исполнили партитуру так, что, кажется, исчерпали до дна ее смысл. Добиться такого эффекта дирижеру удалось благодаря не только наличию двух суперзвезд - меццо-сопрано и драматического тенора, но и интенсивным репетициям, о которых с восторгом рассказывали сами оркестранты. Оркестр Мариинского театра в руках дотошного Эммануэля Вийома казался библейским миром, полным противоречивых чувств, ароматов, ритмов, энергий.

Первый шквал аплодисментов достался оркестру после буйной симфонической «Вакханалии», норовящей вырваться и затопить все. В буклетике, выпущенном к юбилею Ольги Бородиной, можно было прочитать, что она «не любит слабых мужчин». Не любит она и слабых партнеров по сцене, потому что гораздо сильнее зажигается от равновеликих. Она пела Далилу в «Ковент-Гардене» и «Метрополитен-опера» вместе с Пласидо Доминго, который тогда еще был тенором, а с Хосе Курой делала запись этой оперы на лейбле Erato. Исполняла она эту партию и на премьере оперы в Мариинском театре в 2003 году, а на протяжении нескольких последних сезонов периодически выходит в концертном исполнении этой оперы, не став участвовать в новой постановке Яниса Коккоса. Что и говорить - Ольга Владимировна считает, что партию ветхозаветной филистимлянки Далилы, погубившей героя еврейского народа Самсона, Камиль Сен-Санс «написал для нее».

Партия не только идеально ложится на ее голос, но и отвечает масштабу артистического дарования Бородиной, обожающей героинь со сложным противоречивым характером, любящих размах во всем: в жизни, любви, власти. Шутка ли - меццо-сопрано растит трех сыновей-богатырей... Выдержке и самообладанию Ольги Бородиной в тот вечер можно было позавидовать: певице пришлось очень тяжело, поскольку выступление совпало с днем похорон ее любимого концертмейстера Дмитрия Ефимова, памяти которого она и посвятила исполнение оперы.

Когда говорят, что нет ничего лучше концертного исполнения, имеют в виду то, что происходило в тот вечер на сцене Мариинского. Для Ольги Бородиной и Хосе Куры декорации и в самом деле были не нужны. Два этих оперных титана своими голосами, жестами и интонациями несли дух великого оперного века, мыслившего иными масштабами и категориями. В них напрочь отсутствовала суета, беспощадно поразившая век нынешний. Это величие замысла поддерживали их младшие коллеги - баритон Владимир Мороз в партии верховного жреца Дагона, бас Олег Сычев в скромной партии Абимелеха и величественный Юрий Воробьев тоже в небольшой, но важной партии Старого иудея, наставника Самсона.

Сцену соблазнения виртуозно сыграла не только Ольга Бородина, но и ее приглашенный гость. Ядовитый мед обольщения, источаемый меццо-сопрано, особенно в низком контральтовом регистре, проникал во все поры и партнера по сцене, и слушателей. Хосе Кура демонстрировал искусство драматического тенора, сильно смещая акцент в сторону драматического, как будто ему было тесно в регламенте мелодической строки. Певец-актер, он очень зримо провел ту часть оперы, в которой его герой был уже ослеплен врагами. Его пение граничило с рыданием, питавшимся «смертельной тоской», в которой признавался Самсон. Сцену же разрушения храма Кура решил с хирургической точностью, прибегнув к лаконичному жесту резко вздернутых рук: языческий храм Дагона был разрушен, сдетонировав в оглушительных овациях.

Ольга Бородина, к сожалению, выступает не так часто, как мечталось бы ее поклонникам, зато каждый ее выход на сцену запоминается навсегда. Она хранит верность нескольким любимым партиям, среди которых главная - Марфа в «Хованщине» Мусоргского, Марина Мнишек в «Борисе Годунове», иногда в концертном исполнении - Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Немного жаль, что она не поет партии вердиевских колдуний Ульрики и Азучены, как не берется она и за партию, скажем, Графини в «Пиковой даме», что тоже было бы чрезвычайно любопытно увидеть и услышать в ее трактовке. Но ясно одно: Ольга Бородина обещает еще много интересного.

Материал был опубликован в газете под № 080 (6189) от 08.05.2018 под заголовком «Искушение Далилы».

#опера #Мариинский театр #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (6189) от 08.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...