Таланты и их фанаты. Юбилейный «Самсон и Далила» Ольги Бородиной - в Мариинском театре

Ольга Бородина, солистка Мариинского театра, отметила 30-летие творческой деятельности концертным исполнением оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса, пригласив разделить с ней сцену знаменитого аргентинского тенора Хосе Куру и французского маэстро Эммануэля Вийома.

Таланты и их фанаты. Юбилейный «Самсон и Далила» Ольги Бородиной - в Мариинском театре | Мариинский театр/ Фотограф Валентин БАРАНОВСКИЙ/ 2018 г.

Мариинский театр/ Фотограф Валентин БАРАНОВСКИЙ/ 2018 г.

Публика после финальной сцены не просто взорвалась оглушительными овациями - она взревела, как ревут футбольные фанаты при забивании долгожданного гола. Оркестр, хор и слившиеся с ними солисты исполнили партитуру так, что, кажется, исчерпали до дна ее смысл. Добиться такого эффекта дирижеру удалось благодаря не только наличию двух суперзвезд - меццо-сопрано и драматического тенора, но и интенсивным репетициям, о которых с восторгом рассказывали сами оркестранты. Оркестр Мариинского театра в руках дотошного Эммануэля Вийома казался библейским миром, полным противоречивых чувств, ароматов, ритмов, энергий.

Первый шквал аплодисментов достался оркестру после буйной симфонической «Вакханалии», норовящей вырваться и затопить все. В буклетике, выпущенном к юбилею Ольги Бородиной, можно было прочитать, что она «не любит слабых мужчин». Не любит она и слабых партнеров по сцене, потому что гораздо сильнее зажигается от равновеликих. Она пела Далилу в «Ковент-Гардене» и «Метрополитен-опера» вместе с Пласидо Доминго, который тогда еще был тенором, а с Хосе Курой делала запись этой оперы на лейбле Erato. Исполняла она эту партию и на премьере оперы в Мариинском театре в 2003 году, а на протяжении нескольких последних сезонов периодически выходит в концертном исполнении этой оперы, не став участвовать в новой постановке Яниса Коккоса. Что и говорить - Ольга Владимировна считает, что партию ветхозаветной филистимлянки Далилы, погубившей героя еврейского народа Самсона, Камиль Сен-Санс «написал для нее».

Партия не только идеально ложится на ее голос, но и отвечает масштабу артистического дарования Бородиной, обожающей героинь со сложным противоречивым характером, любящих размах во всем: в жизни, любви, власти. Шутка ли - меццо-сопрано растит трех сыновей-богатырей... Выдержке и самообладанию Ольги Бородиной в тот вечер можно было позавидовать: певице пришлось очень тяжело, поскольку выступление совпало с днем похорон ее любимого концертмейстера Дмитрия Ефимова, памяти которого она и посвятила исполнение оперы.

Когда говорят, что нет ничего лучше концертного исполнения, имеют в виду то, что происходило в тот вечер на сцене Мариинского. Для Ольги Бородиной и Хосе Куры декорации и в самом деле были не нужны. Два этих оперных титана своими голосами, жестами и интонациями несли дух великого оперного века, мыслившего иными масштабами и категориями. В них напрочь отсутствовала суета, беспощадно поразившая век нынешний. Это величие замысла поддерживали их младшие коллеги - баритон Владимир Мороз в партии верховного жреца Дагона, бас Олег Сычев в скромной партии Абимелеха и величественный Юрий Воробьев тоже в небольшой, но важной партии Старого иудея, наставника Самсона.

Сцену соблазнения виртуозно сыграла не только Ольга Бородина, но и ее приглашенный гость. Ядовитый мед обольщения, источаемый меццо-сопрано, особенно в низком контральтовом регистре, проникал во все поры и партнера по сцене, и слушателей. Хосе Кура демонстрировал искусство драматического тенора, сильно смещая акцент в сторону драматического, как будто ему было тесно в регламенте мелодической строки. Певец-актер, он очень зримо провел ту часть оперы, в которой его герой был уже ослеплен врагами. Его пение граничило с рыданием, питавшимся «смертельной тоской», в которой признавался Самсон. Сцену же разрушения храма Кура решил с хирургической точностью, прибегнув к лаконичному жесту резко вздернутых рук: языческий храм Дагона был разрушен, сдетонировав в оглушительных овациях.

Ольга Бородина, к сожалению, выступает не так часто, как мечталось бы ее поклонникам, зато каждый ее выход на сцену запоминается навсегда. Она хранит верность нескольким любимым партиям, среди которых главная - Марфа в «Хованщине» Мусоргского, Марина Мнишек в «Борисе Годунове», иногда в концертном исполнении - Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Немного жаль, что она не поет партии вердиевских колдуний Ульрики и Азучены, как не берется она и за партию, скажем, Графини в «Пиковой даме», что тоже было бы чрезвычайно любопытно увидеть и услышать в ее трактовке. Но ясно одно: Ольга Бородина обещает еще много интересного.

Материал был опубликован в газете под № 080 (6189) от 08.05.2018 под заголовком «Искушение Далилы».

#опера #Мариинский театр #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (6189) от 08.05.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.