Таланты и их фанаты. Юбилейный «Самсон и Далила» Ольги Бородиной - в Мариинском театре
Ольга Бородина, солистка Мариинского театра, отметила 30-летие творческой деятельности концертным исполнением оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса, пригласив разделить с ней сцену знаменитого аргентинского тенора Хосе Куру и французского маэстро Эммануэля Вийома.

Мариинский театр/ Фотограф Валентин БАРАНОВСКИЙ/ 2018 г.
Публика после финальной сцены не просто взорвалась оглушительными овациями - она взревела, как ревут футбольные фанаты при забивании долгожданного гола. Оркестр, хор и слившиеся с ними солисты исполнили партитуру так, что, кажется, исчерпали до дна ее смысл. Добиться такого эффекта дирижеру удалось благодаря не только наличию двух суперзвезд - меццо-сопрано и драматического тенора, но и интенсивным репетициям, о которых с восторгом рассказывали сами оркестранты. Оркестр Мариинского театра в руках дотошного Эммануэля Вийома казался библейским миром, полным противоречивых чувств, ароматов, ритмов, энергий.
Первый шквал аплодисментов достался оркестру после буйной симфонической «Вакханалии», норовящей вырваться и затопить все. В буклетике, выпущенном к юбилею Ольги Бородиной, можно было прочитать, что она «не любит слабых мужчин». Не любит она и слабых партнеров по сцене, потому что гораздо сильнее зажигается от равновеликих. Она пела Далилу в «Ковент-Гардене» и «Метрополитен-опера» вместе с Пласидо Доминго, который тогда еще был тенором, а с Хосе Курой делала запись этой оперы на лейбле Erato. Исполняла она эту партию и на премьере оперы в Мариинском театре в 2003 году, а на протяжении нескольких последних сезонов периодически выходит в концертном исполнении этой оперы, не став участвовать в новой постановке Яниса Коккоса. Что и говорить - Ольга Владимировна считает, что партию ветхозаветной филистимлянки Далилы, погубившей героя еврейского народа Самсона, Камиль Сен-Санс «написал для нее».
Партия не только идеально ложится на ее голос, но и отвечает масштабу артистического дарования Бородиной, обожающей героинь со сложным противоречивым характером, любящих размах во всем: в жизни, любви, власти. Шутка ли - меццо-сопрано растит трех сыновей-богатырей... Выдержке и самообладанию Ольги Бородиной в тот вечер можно было позавидовать: певице пришлось очень тяжело, поскольку выступление совпало с днем похорон ее любимого концертмейстера Дмитрия Ефимова, памяти которого она и посвятила исполнение оперы.
Когда говорят, что нет ничего лучше концертного исполнения, имеют в виду то, что происходило в тот вечер на сцене Мариинского. Для Ольги Бородиной и Хосе Куры декорации и в самом деле были не нужны. Два этих оперных титана своими голосами, жестами и интонациями несли дух великого оперного века, мыслившего иными масштабами и категориями. В них напрочь отсутствовала суета, беспощадно поразившая век нынешний. Это величие замысла поддерживали их младшие коллеги - баритон Владимир Мороз в партии верховного жреца Дагона, бас Олег Сычев в скромной партии Абимелеха и величественный Юрий Воробьев тоже в небольшой, но важной партии Старого иудея, наставника Самсона.
Сцену соблазнения виртуозно сыграла не только Ольга Бородина, но и ее приглашенный гость. Ядовитый мед обольщения, источаемый меццо-сопрано, особенно в низком контральтовом регистре, проникал во все поры и партнера по сцене, и слушателей. Хосе Кура демонстрировал искусство драматического тенора, сильно смещая акцент в сторону драматического, как будто ему было тесно в регламенте мелодической строки. Певец-актер, он очень зримо провел ту часть оперы, в которой его герой был уже ослеплен врагами. Его пение граничило с рыданием, питавшимся «смертельной тоской», в которой признавался Самсон. Сцену же разрушения храма Кура решил с хирургической точностью, прибегнув к лаконичному жесту резко вздернутых рук: языческий храм Дагона был разрушен, сдетонировав в оглушительных овациях.
Ольга Бородина, к сожалению, выступает не так часто, как мечталось бы ее поклонникам, зато каждый ее выход на сцену запоминается навсегда. Она хранит верность нескольким любимым партиям, среди которых главная - Марфа в «Хованщине» Мусоргского, Марина Мнишек в «Борисе Годунове», иногда в концертном исполнении - Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Немного жаль, что она не поет партии вердиевских колдуний Ульрики и Азучены, как не берется она и за партию, скажем, Графини в «Пиковой даме», что тоже было бы чрезвычайно любопытно увидеть и услышать в ее трактовке. Но ясно одно: Ольга Бородина обещает еще много интересного.
Материал был опубликован в газете под № 080 (6189) от 08.05.2018 под заголовком «Искушение Далилы».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (6189) от 08.05.2018.
Материалы рубрики
В Петербурге пройдет фестиваль «Музыкальный Олимп»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии