Так звучит Россия

Сегодня, 14 января, отмечает 80-летний юбилей народный артист СССР художественный руководитель Академической капеллы Владислав Чернушенко. Он возглавил Капеллу в 1974-м. Композитор Георгий Свиридов однажды сказал, что Чернушенко реставрировал петербургскую певческую Капеллу с такой бережностью и тщательностью, с какой реставрируют старинную икону.

Накануне юбилея маэстро рассказал корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» о поколении блокадных детей, о своих великих учителях, о согласии голосов в хоре и о том, как звучит Россия.

Так звучит Россия | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

– Владислав Александрович, всем известно, что вы не очень жалуете юбилеи.

– Стараюсь избежать в эти дни публичных речевых поздравлений в мой адрес. Я их тяжело переношу, хотя понимаю, что некоторая часть сказанного говорится искренне. Поэтому последние годы прячусь от лишних словоизвержений за концертной программой, которую следует исполнить, избавляя публику от слушания дежурных текстов, а не музыки. Остальное же происходит в узком кругу домашнего застолья.


– Вы – ленинградец, пережили ребенком первый, самый тяжелый, год блокады. Помните ли войну?

– Я бы не назвал это воспоминаниями, поскольку все происходившее тогда продолжает жить во мне определившимися с тех пор морально-нравственными критериями. Они настояны на понятиях стойкости, чести, добра, братской взаимопомощи, веры и любви к Родине. И это свойственно не только мне одному, это духовная сущность целого поколения пацанов военных лет.


– В каком возрасте вы осознали, что хотите заниматься музыкой? Было ли это влияние семьи или ваше личное желание?

– Все решил случай или провидение Господне.

Наше жилье по возвращении из эвакуации в конце лета 1944 года оказалось через два дома от Капеллы, где шел прием в Хоровое училище. Мама привела туда нас с моим старшим братом Колей, и мы оба были туда зачислены. До сих пор не знаю ответа: ты выбираешь дорогу или дорога выбирает тебя.


– Какие музыканты и дирижеры оказали на вас наибольшее влияние? Кого из них вы могли бы назвать своими учителями?

– К счастью, их оказалось много. Назову лишь самых-самых: Палладий Андреевич Богданов, Георгий Александрович Дмитревский, Елизавета Петровна Кудрявцева, Александр Емельянович Никлусов, Семен Григорьевич Эйдинов, Илья Александрович Мусин, Георгий Васильевич Свиридов. Евгений Александрович Мравинский среди самых-самых – особо самый. Все главное, что я понял и, надеюсь, постиг в профессии дирижера, – от него. Мне посчастливилось, хоть и недолго, быть первым и единственным его студентом. Полтора года я присутствовал на всех репетициях и концертах Евгения Александровича и неоднократно общался с ним тет-а-тет. Получилось, что с ним связана вся моя жизнь, начиная с 1945 года, когда мы – хор мальчиков Хорового училища – пели под его руку в филармонических концертах. Потом было личное общение в доме моего дяди Василия Васильевича Кузнецова, с которым Мравинского связывала давняя дружба, затем период моего у него студенчества. И последующие годы общения и встреч до последних дней его. И все это время я учился. Каков результат этого учения, судить не мне.

– Сорок с лишним лет вы возглавляете Капеллу. В какие времена было сложнее работать – во времена СССР, перестройки или сейчас?

– Самая стабильная и разумно выстроенная система ведения музыкально-просветительской деятельности в сфере классической музыки была в СССР. Существование в ведении Министерства культуры СССР и РСФСР структур Госконцерта, Союзконцерта и Росконцерта обеспечивало организацию и контроль гастрольно-концертной жизни страны. Все крупные профессиональные музыкальные коллективы, солисты-исполнители, ансамбли песни и танца, фольклорные ансамбли помимо работы на стационаре обязаны были регулярно выезжать для выступлений в самых подчас отдаленных районах страны. Хор Капеллы каждый сезон проводил 2 – 2,5 месяца на гастролях. В перестройку рухнула не только гастрольная система, но в борьбе за выживание оказались и сами коллективы. До сих пор судьба многих из них, как и большинства филармоний, висит буквально на волоске и держится лишь на энтузиазме работников.

Для Капеллы, которую поддерживают городское правительство и комитет по культуре, а также Минкультуры и правительство РФ, ситуация выглядит вполне благоприятной. Однако есть общая тенденция чиновничьего видения музыкального искусства как части сферы услуг. Это толкает и нас сворачивать музыкально-просветительскую работу, коммерциализировать репертуарную политику, развлекать. Пока нам удается держаться прежнего курса. Но делать это становится все сложнее.


– «Нам говорит согласье струн в концерте, что одинокий путь подобен смерти» – это из сонета Шекспира. Хор – это согласье голосов. Легко ли добиться этого?

– Что проще, связать пучок соломы или составить праздничный букет из цветов? В хоровом пении используются два способа получения голосового согласия. Первый и весьма распространенный: устранить у поющего индивидуальную тембровую окраску, как бы оскопить голос, нивелировав его природную особенность. У певцов это называется «пение на подснятом дыхании». В результате довольно легко достигается ровное ансамблевое звучание, тон которого выхолощен, а голоса лишены эмоциональной наполненности. При этом напрочь исключаются яркие тембровые краски и совершенно исчезает возможность получения сочного сильного звука. Зато обеспечивается аккуратность и интонационная надежность. Для меня такое согласие подобно дистиллированной воде без цвета и запаха. Оно похоже на человека, которому дозволено говорить только ровным полушепотом.

Я воспитанник школы Капеллы и, наверное, генетически воспринял манеру звучания старейшего русского хора. Она основана на многовековой певческой традиции российского народа. Я исповедую то голосовое согласие, где сохраняется тембровая краска каждого певца, где каждый обязан в хоровой толпе ощущать себя солистом и быть готовым при необходимости выполнять эту функцию... Там динамическая звуковая шкала оказывается почти беспредельной, возникает в тишайшем штиле и достигает силы бушующего девятого вала. Добывается такое непросто. Но так всегда звучала Россия. Так ей и теперь надлежит звучать. А умельцы этого дела и прежде были, и ныне найдутся.


– Вы с давних пор преподаете в Консерватории. На ваш взгляд, уровень музыкального образования в России выше, чем в европейских странах или сегодня это не так? Вы не раз говорили о дефиците музыкантов, играющих на духовых инструментах. С чем он связан и удалось ли решить проблему?

– Многие годы система образования в СССР, в том числе и профессионального, признавалась лучшей в мире. Реформирование ее под заокеанские стандарты нанесло колоссальный урон. Не обошлось без потерь и в музыкальном образовании. Мы пока еще сохраняем приоритет в подготовке пианистов и исполнителей на струнных инструментах, но до обидного потеряли свои позиции в специальностях медных и деревянных духовых инструментов, да и в ударных тоже.

Катастрофа с музыкантами духовых специальностей обусловлена, с одной стороны, потерей престижности профессии оркестрового музыканта в связи с его материальной необеспеченностью. С другой – уничтожением отечественного производства духовых инструментов и возможностью приобрести только дорогие инструменты иностранных фирм. Для детей работников бюджетной сферы это роскошь недоступная. К слову, существует сегодня и проблема кадров для профессиональных хоров страны.


– Расскажите, пожалуйста, о репертуаре вашего хора. Появляются ли сегодня интересные и талантливые новые произведения?

– Сегодня очень затруднено исполнение сочинений современных композиторов. О коммерциализации в нашей работе и о трудностях ведения музыкально-просветительской деятельности выше уже говорилось. Увлечь публику именем неизвестного композитора и незнакомого произведения и уговорить ее купить билеты – это из области сказок. Нужны Чайковский, Рахманинов, Бетховен, Бах. Тем не менее кое-что все же удается. В последних сезонах прозвучала кантата нашего замечательного композитора Геннадия Банщикова «Зодчие» на стихи Дмитрия Кедрина. Удивленные слушатели восторженно приняли это сочинение. Большой успех сопутствовал и премьере хорового цикла «Молитвы последних Оптинских старцев» нового для нас автора Виктора Усовича из Улан-Удэ. Сохраняем в репертуаре и продолжаем исполнять одно из самых ярких сочинений отечественной музыки – Ораториальную сюиту из оперы «Виринея» Сергея Слонимского.


– Камерный хор Смольного собора, которым руководит Владимир Беглецов, остался сейчас практически без крыши над головой и кочует по разным площадкам, потому что собор передан в ведение Русской православной церкви. Высказывалось церковными иерархами и намерение получить в свое ведение Исаакиевский собор. Каково ваше отношение к этому?

– Мне не кажется правильным изъятие Смольного собора из многопрофильного светского функционирования, ибо исчезает главный в этом районе культурный центр, деятельность которого играла важную просветительскую роль. Музейная значимость Исаакиевского собора, по-моему, превосходит значимость его использования только для богослужебных целей. Сочетание этих двух направлений представляется мне оптимальным.


– Есть ли сегодня у Капеллы проблемы? И если да, то что нужно для их решения?

– У Капеллы те же проблемы, что и у всей страны. Главное – в сбережении бесценного наследия, доставшегося нам от отцов и дедов. Важнейшие его составляющие: сохранение родного языка, национальных традиций и национальной культуры. Только это обеспечивает развитие экономики и промышленности. Духовные скрепы соединяли народ в соборное братство и наделяли его необоримой мощью. Тому свидетель вся наша история. Не нова и нынешняя ситуация противостояния России остальному миру. Сколько раз ее предавали так называемые союзники и названные друзья, за спасение которых Россия платила жизнями сотен тысяч своих сыновей.

Капелла в силу своей биографии была и остается одним из бастионов отечественной культуры. Хоровое песенное дело нынче оказалось на переднем рубеже фронта за сохранение национальных традиций. В этом и заключается проблема Капеллы. Решение ее в том, чтобы независимо от обстоятельств выстоять и не дать себя опрокинуть.


– Остается ли у вас время на что-нибудь, кроме музыки? Интересно ли вам то, что происходит сегодня в искусстве, например, посещаете ли вы театры?

– Время остается. Жаль, что здоровье не позволяет, как раньше, много двигаться, работать с рубанком, стамесками и сверлами. Стал редким гостем музеев и театров. Совсем не пользуюсь компьютером. Много читаю. Наслаждаюсь общением с правнуком Ванюшкой. Переживаю, что многое из задуманного не получается осуществить в ускоряющемся галопе мелькающих лет. Но благодарю Господа за дарованное мне счастье ступать всю жизнь по песенной стезе и чувствовать, что этот мой путь и есть выполнение Его Поручения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 004 (5621) от 14.01.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...