Так приходит ясность

Сольный концерт «Барочная феерия» всемирно известной виртуозной сопрано Юлии Лежневой в сопровождении инструментального ансамбля La Voce strumentale под руководством Дмитрия Синьковского в Большом зале Филармонии стал настоящим рождественским подарком меломанам. Сочинения гениев барокко итальянцев Вивальди и Порпоры, немцев Генделя и Грауна напомнили слушателям об эпохе париков, белил и кринолинов. Юлия ЛЕЖНЕВА рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о важности спокойствия, бережном обращении с голосом и грамотном балансе между концертной деятельностью и исполнением опер.

Так приходит ясность | ФОТО Павла СМЕРТИНА/ТАСС

ФОТО Павла СМЕРТИНА/ТАСС

- Исполнилось десять лет вашей карьере. Как чувствует себя ваш изумительный голос?

- Хорошо себя чувствует. Если он и меняется, то пока без скачков, кардинальных прыжков. И мне это очень нравится. Своим репертуаром я очень довольна. Можно было предположить, что голос к этому моменту станет тяжелее, но для этого я, наверное, должна была бы петь много оперного репертуара. А я сознательно выбрала путь, когда оперы должно быть меньше, быть может, раз или два в год, либо чуть чаще бывают концертные версии опер. Мне очень нравится петь с разными оркестрами, которые доставляют мне разные ощущения, возможность скрупулезного проникновения в музыку. Наверное, мне повезло, что карьерный путь более сконцентрирован на концертных программах. В этом есть большой плюс, да и возможности практически неограниченные. Главное - правильно распределить время.

- А хотелось бы вам больше посвящать себя опере?

- Конечно, хочется дебютировать в новых партиях. Но не все сразу. В Гамбургской опере в скором времени буду петь Розину в «Севильском цирюльнике» Россини, а также Моргану в новой постановке Альцины. В Висбадене на майском фестивале я впервые дебютировала в партии Фьордилиджи в опере «Так поступают все» Моцарта, а раньше эту партию несколько раз пела в концертном исполнении с Марком Минковским. Это был замечательный опыт, и партия с тех пор стала одной из любимых. В театре Лисео в Барселоне прошлым летом я исполнила партию Церлины в «Дон Жуане» Моцарта, дирижером был Жозеф Понс, пели фантастические коллеги, о которых можно только мечтать, да и то не всегда. Я спела Церлину уже в трех разных постановках, и мне очень везло на прекрасных Дон Жуанов. В Лисео это был Мариуш Квечень, в Японии под руководством великолепного Антонио Паппано я пела с Ильдебрандо д,Арканджело. А первым моим Дон Жуаном был Кристофер Мальтман в «Ковент-Гардене», когда я дебютировала в этой постановке в Лондоне. Там были превосходные солистки - Альбина Шагимуратова, Доротея Рёшманн, Джойс ди Донато, тенор Роландо Виллазон. Это был колоссальный опыт и удовольствие, о которых вспоминаю с большим трепетом.

- Может, и Донну Анну в «Дон Жуане» когда-нибудь споете?

- Все может быть. На эту партию меня однажды приглашали, но было совсем рано для моего голоса. Мне кажется, практически все возможно, если захотеть.

- Как вы сейчас занимаетесь?

- Непросто ездить к любимому педагогу Деннису О'Нилу, живущему в Великобритании. Мы встречались с ним не так давно, выступали в одном концерте в поддержку школы в Кардиффе, в которой я училась. Я с радостью приехала бы к нему снова позаниматься. Когда же у меня появляется такая возможность, то я предпочитаю помолчать, отдохнуть, забыть, чтобы в свежем виде приступить к новому проекту.

- А как планируете свои выступления?

- Оперные выступления планируются на более дальний срок, и очень трудно что-либо поменять, учитывается много тонкостей. А концерт можно запланировать иногда и на следующий сезон. Мой концертный репертуар был всегда тесно завязан с записью дисков. Соответственно, в программы попадали произведения, выученные для дисков. С репертуаром мне на протяжении многих лет помогает пианист и дирижер Михаил Антоненко, с которым мы знакомы с детства, вместе учились в Мерзляковском колледже при Московской консерватории. На моем последнем диске с музыкой Карла Генриха Грауна он выступил в роли дирижера, руководя оркестром Concerto Koln, а также помог с поиском манускриптов и выбором арий для этой премьерной работы. Михаил очень чуткий музыкант, обожающий певцов, всячески помогающий. В этом году мы вместе будем выступать в Мадриде, Сеуле, Москве, дадим лидерабенд в Люцерне на Пасхальном фестивале, а в следующем сезоне с новой программой приедем в Вену и любимый Петербург. Миша играет барочную музыку по оркестровой партитуре, с ним мы дерзаем исполнять барочные арии и мотеты, включая их в наши концерты в сопровождении рояля. В одном концерте могут возникать интересные сочетания: от арий Вивальди и Моцарта до песен Шуберта, Беллини и Россини. С такими программами мы выступали в самых разных местах. Помню особую атмосферу и прием в Мельбурне, где был новый зал с уникальной акустикой. С оркестрами мы тоже сочетаем часто музыку из разных альбомов...

Сочинения Генделя составили мой второй диск на Decca, эта программа была исполнена множество раз, и благодаря удачному началу нас снова и снова стали с нею приглашать. Мы исполняем ее на протяжении нескольких лет.

- Что вас ждет впереди? Есть предложения, заставившие задуматься?

- Чего-то совсем вызывающего нет. У меня есть стойкое ощущение, что ко всему нужно относиться как к самому сложному, будто делаешь это в последний раз. Такой подход к каждому проекту дает мне чувствовать большую разницу: истощенное, напряженное восприятие меняет мое пение в лучшую сторону. Вообще для меня очень важно ментальное спокойствие. Глупая ассоциация, но это можно сравнить с хорошим массажем в руках хорошего массажиста. После сеанса массажа ощущаешь невероятный прилив сил, будто можешь сделать все, взяться за десять дел одновременно и все сделать превосходно. В то же время чувствуешь полную расслабленность. Такое полярное сочетание должно привести к чему-то, к чему ты на самом деле стремишься. Когда удается расслабиться по-настоящему, все зажимы исчезают, отходят на второй план лишние мысли, которых у нас множество. Вдруг открывается ясность. Буддисты и те, кто занимается йогой, меня поймут.

#Юлия Лежнева #концерт #интервью

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?