Так приходит ясность

Сольный концерт «Барочная феерия» всемирно известной виртуозной сопрано Юлии Лежневой в сопровождении инструментального ансамбля La Voce strumentale под руководством Дмитрия Синьковского в Большом зале Филармонии стал настоящим рождественским подарком меломанам. Сочинения гениев барокко итальянцев Вивальди и Порпоры, немцев Генделя и Грауна напомнили слушателям об эпохе париков, белил и кринолинов. Юлия ЛЕЖНЕВА рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о важности спокойствия, бережном обращении с голосом и грамотном балансе между концертной деятельностью и исполнением опер.

Так приходит ясность | ФОТО Павла СМЕРТИНА/ТАСС

ФОТО Павла СМЕРТИНА/ТАСС

- Исполнилось десять лет вашей карьере. Как чувствует себя ваш изумительный голос?

- Хорошо себя чувствует. Если он и меняется, то пока без скачков, кардинальных прыжков. И мне это очень нравится. Своим репертуаром я очень довольна. Можно было предположить, что голос к этому моменту станет тяжелее, но для этого я, наверное, должна была бы петь много оперного репертуара. А я сознательно выбрала путь, когда оперы должно быть меньше, быть может, раз или два в год, либо чуть чаще бывают концертные версии опер. Мне очень нравится петь с разными оркестрами, которые доставляют мне разные ощущения, возможность скрупулезного проникновения в музыку. Наверное, мне повезло, что карьерный путь более сконцентрирован на концертных программах. В этом есть большой плюс, да и возможности практически неограниченные. Главное - правильно распределить время.

- А хотелось бы вам больше посвящать себя опере?

- Конечно, хочется дебютировать в новых партиях. Но не все сразу. В Гамбургской опере в скором времени буду петь Розину в «Севильском цирюльнике» Россини, а также Моргану в новой постановке Альцины. В Висбадене на майском фестивале я впервые дебютировала в партии Фьордилиджи в опере «Так поступают все» Моцарта, а раньше эту партию несколько раз пела в концертном исполнении с Марком Минковским. Это был замечательный опыт, и партия с тех пор стала одной из любимых. В театре Лисео в Барселоне прошлым летом я исполнила партию Церлины в «Дон Жуане» Моцарта, дирижером был Жозеф Понс, пели фантастические коллеги, о которых можно только мечтать, да и то не всегда. Я спела Церлину уже в трех разных постановках, и мне очень везло на прекрасных Дон Жуанов. В Лисео это был Мариуш Квечень, в Японии под руководством великолепного Антонио Паппано я пела с Ильдебрандо д,Арканджело. А первым моим Дон Жуаном был Кристофер Мальтман в «Ковент-Гардене», когда я дебютировала в этой постановке в Лондоне. Там были превосходные солистки - Альбина Шагимуратова, Доротея Рёшманн, Джойс ди Донато, тенор Роландо Виллазон. Это был колоссальный опыт и удовольствие, о которых вспоминаю с большим трепетом.

- Может, и Донну Анну в «Дон Жуане» когда-нибудь споете?

- Все может быть. На эту партию меня однажды приглашали, но было совсем рано для моего голоса. Мне кажется, практически все возможно, если захотеть.

- Как вы сейчас занимаетесь?

- Непросто ездить к любимому педагогу Деннису О'Нилу, живущему в Великобритании. Мы встречались с ним не так давно, выступали в одном концерте в поддержку школы в Кардиффе, в которой я училась. Я с радостью приехала бы к нему снова позаниматься. Когда же у меня появляется такая возможность, то я предпочитаю помолчать, отдохнуть, забыть, чтобы в свежем виде приступить к новому проекту.

- А как планируете свои выступления?

- Оперные выступления планируются на более дальний срок, и очень трудно что-либо поменять, учитывается много тонкостей. А концерт можно запланировать иногда и на следующий сезон. Мой концертный репертуар был всегда тесно завязан с записью дисков. Соответственно, в программы попадали произведения, выученные для дисков. С репертуаром мне на протяжении многих лет помогает пианист и дирижер Михаил Антоненко, с которым мы знакомы с детства, вместе учились в Мерзляковском колледже при Московской консерватории. На моем последнем диске с музыкой Карла Генриха Грауна он выступил в роли дирижера, руководя оркестром Concerto Koln, а также помог с поиском манускриптов и выбором арий для этой премьерной работы. Михаил очень чуткий музыкант, обожающий певцов, всячески помогающий. В этом году мы вместе будем выступать в Мадриде, Сеуле, Москве, дадим лидерабенд в Люцерне на Пасхальном фестивале, а в следующем сезоне с новой программой приедем в Вену и любимый Петербург. Миша играет барочную музыку по оркестровой партитуре, с ним мы дерзаем исполнять барочные арии и мотеты, включая их в наши концерты в сопровождении рояля. В одном концерте могут возникать интересные сочетания: от арий Вивальди и Моцарта до песен Шуберта, Беллини и Россини. С такими программами мы выступали в самых разных местах. Помню особую атмосферу и прием в Мельбурне, где был новый зал с уникальной акустикой. С оркестрами мы тоже сочетаем часто музыку из разных альбомов...

Сочинения Генделя составили мой второй диск на Decca, эта программа была исполнена множество раз, и благодаря удачному началу нас снова и снова стали с нею приглашать. Мы исполняем ее на протяжении нескольких лет.

- Что вас ждет впереди? Есть предложения, заставившие задуматься?

- Чего-то совсем вызывающего нет. У меня есть стойкое ощущение, что ко всему нужно относиться как к самому сложному, будто делаешь это в последний раз. Такой подход к каждому проекту дает мне чувствовать большую разницу: истощенное, напряженное восприятие меняет мое пение в лучшую сторону. Вообще для меня очень важно ментальное спокойствие. Глупая ассоциация, но это можно сравнить с хорошим массажем в руках хорошего массажиста. После сеанса массажа ощущаешь невероятный прилив сил, будто можешь сделать все, взяться за десять дел одновременно и все сделать превосходно. В то же время чувствуешь полную расслабленность. Такое полярное сочетание должно привести к чему-то, к чему ты на самом деле стремишься. Когда удается расслабиться по-настоящему, все зажимы исчезают, отходят на второй план лишние мысли, которых у нас множество. Вдруг открывается ясность. Буддисты и те, кто занимается йогой, меня поймут.

#Юлия Лежнева #концерт #интервью

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.