Так приходит ясность
Сольный концерт «Барочная феерия» всемирно известной виртуозной сопрано Юлии Лежневой в сопровождении инструментального ансамбля La Voce strumentale под руководством Дмитрия Синьковского в Большом зале Филармонии стал настоящим рождественским подарком меломанам. Сочинения гениев барокко итальянцев Вивальди и Порпоры, немцев Генделя и Грауна напомнили слушателям об эпохе париков, белил и кринолинов. Юлия ЛЕЖНЕВА рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о важности спокойствия, бережном обращении с голосом и грамотном балансе между концертной деятельностью и исполнением опер.
ФОТО Павла СМЕРТИНА/ТАСС
- Исполнилось десять лет вашей карьере. Как чувствует себя ваш изумительный голос?
- Хорошо себя чувствует. Если он и меняется, то пока без скачков, кардинальных прыжков. И мне это очень нравится. Своим репертуаром я очень довольна. Можно было предположить, что голос к этому моменту станет тяжелее, но для этого я, наверное, должна была бы петь много оперного репертуара. А я сознательно выбрала путь, когда оперы должно быть меньше, быть может, раз или два в год, либо чуть чаще бывают концертные версии опер. Мне очень нравится петь с разными оркестрами, которые доставляют мне разные ощущения, возможность скрупулезного проникновения в музыку. Наверное, мне повезло, что карьерный путь более сконцентрирован на концертных программах. В этом есть большой плюс, да и возможности практически неограниченные. Главное - правильно распределить время.
- А хотелось бы вам больше посвящать себя опере?
- Конечно, хочется дебютировать в новых партиях. Но не все сразу. В Гамбургской опере в скором времени буду петь Розину в «Севильском цирюльнике» Россини, а также Моргану в новой постановке Альцины. В Висбадене на майском фестивале я впервые дебютировала в партии Фьордилиджи в опере «Так поступают все» Моцарта, а раньше эту партию несколько раз пела в концертном исполнении с Марком Минковским. Это был замечательный опыт, и партия с тех пор стала одной из любимых. В театре Лисео в Барселоне прошлым летом я исполнила партию Церлины в «Дон Жуане» Моцарта, дирижером был Жозеф Понс, пели фантастические коллеги, о которых можно только мечтать, да и то не всегда. Я спела Церлину уже в трех разных постановках, и мне очень везло на прекрасных Дон Жуанов. В Лисео это был Мариуш Квечень, в Японии под руководством великолепного Антонио Паппано я пела с Ильдебрандо д,Арканджело. А первым моим Дон Жуаном был Кристофер Мальтман в «Ковент-Гардене», когда я дебютировала в этой постановке в Лондоне. Там были превосходные солистки - Альбина Шагимуратова, Доротея Рёшманн, Джойс ди Донато, тенор Роландо Виллазон. Это был колоссальный опыт и удовольствие, о которых вспоминаю с большим трепетом.
- Может, и Донну Анну в «Дон Жуане» когда-нибудь споете?
- Все может быть. На эту партию меня однажды приглашали, но было совсем рано для моего голоса. Мне кажется, практически все возможно, если захотеть.
- Как вы сейчас занимаетесь?
- Непросто ездить к любимому педагогу Деннису О'Нилу, живущему в Великобритании. Мы встречались с ним не так давно, выступали в одном концерте в поддержку школы в Кардиффе, в которой я училась. Я с радостью приехала бы к нему снова позаниматься. Когда же у меня появляется такая возможность, то я предпочитаю помолчать, отдохнуть, забыть, чтобы в свежем виде приступить к новому проекту.
- А как планируете свои выступления?
- Оперные выступления планируются на более дальний срок, и очень трудно что-либо поменять, учитывается много тонкостей. А концерт можно запланировать иногда и на следующий сезон. Мой концертный репертуар был всегда тесно завязан с записью дисков. Соответственно, в программы попадали произведения, выученные для дисков. С репертуаром мне на протяжении многих лет помогает пианист и дирижер Михаил Антоненко, с которым мы знакомы с детства, вместе учились в Мерзляковском колледже при Московской консерватории. На моем последнем диске с музыкой Карла Генриха Грауна он выступил в роли дирижера, руководя оркестром Concerto Koln, а также помог с поиском манускриптов и выбором арий для этой премьерной работы. Михаил очень чуткий музыкант, обожающий певцов, всячески помогающий. В этом году мы вместе будем выступать в Мадриде, Сеуле, Москве, дадим лидерабенд в Люцерне на Пасхальном фестивале, а в следующем сезоне с новой программой приедем в Вену и любимый Петербург. Миша играет барочную музыку по оркестровой партитуре, с ним мы дерзаем исполнять барочные арии и мотеты, включая их в наши концерты в сопровождении рояля. В одном концерте могут возникать интересные сочетания: от арий Вивальди и Моцарта до песен Шуберта, Беллини и Россини. С такими программами мы выступали в самых разных местах. Помню особую атмосферу и прием в Мельбурне, где был новый зал с уникальной акустикой. С оркестрами мы тоже сочетаем часто музыку из разных альбомов...
Сочинения Генделя составили мой второй диск на Decca, эта программа была исполнена множество раз, и благодаря удачному началу нас снова и снова стали с нею приглашать. Мы исполняем ее на протяжении нескольких лет.
- Что вас ждет впереди? Есть предложения, заставившие задуматься?
- Чего-то совсем вызывающего нет. У меня есть стойкое ощущение, что ко всему нужно относиться как к самому сложному, будто делаешь это в последний раз. Такой подход к каждому проекту дает мне чувствовать большую разницу: истощенное, напряженное восприятие меняет мое пение в лучшую сторону. Вообще для меня очень важно ментальное спокойствие. Глупая ассоциация, но это можно сравнить с хорошим массажем в руках хорошего массажиста. После сеанса массажа ощущаешь невероятный прилив сил, будто можешь сделать все, взяться за десять дел одновременно и все сделать превосходно. В то же время чувствуешь полную расслабленность. Такое полярное сочетание должно привести к чему-то, к чему ты на самом деле стремишься. Когда удается расслабиться по-настоящему, все зажимы исчезают, отходят на второй план лишние мысли, которых у нас множество. Вдруг открывается ясность. Буддисты и те, кто занимается йогой, меня поймут.
Комментарии