Евгения Эйриз: «Важно, чтобы все артисты были персонажами»

Знаменитая труппа Антонио Гадеса (1936 - 2004), легенда национального балета Испании, вновь приезжает в Петербург. 16 и 17 ноября на сцене БКЗ «Октябрьский» зритель увидит ее постановки. О культуре фламенко и творческой жизни труппы генеральный директор Фонда Антонио Гадеса Евгения Эйриз рассказала балетоведу Карине Козловой.

Евгения Эйриз: «Важно, чтобы все артисты были персонажами» | ФОТО предоставлено организаторами гастролей

ФОТО предоставлено организаторами гастролей

- Одной из главных задач фонда Антонио Гадеса является сохранение его художественной философии. Как ее можно охарактеризовать?

- Антонио Гадес родился в 1936 году, во время гражданской войны, его отец был на стороне республиканцев, которые потом оказались на положении проигравшей стороны. И в течение многих лет Антонио был рядом с теми людьми, которым жилось тяжело. Он любил народ, его культуру и понимал до глубины души жизнь испанцев и их страдания.

- Есть ли у вас творческий дом и постоянная сцена?

- Мы работаем как частный фонд, но нас поддерживает мэрия города Хетафе, пригорода Мадрида. Там есть старое здание, ранее принадлежавшее фабрике по производству муки, которое и переделали в театр. Там мы репетируем и выступаем. И еще у нас есть школа, в которой сейчас около 300 учеников. Главная задача фонда и школы - поддержка и развитие культуры в регионе.

- Как вы передаете опыт молодым?

- В Испании произошло довольно ощутимое разделение на традиционную культуру и культуру для широкой публики. Национальный испанский танец был отодвинут на второй план. Еще очень многие люди продолжают воспринимать его как остаток той культуры и той политической системы, которая была во времена Франко. Сейчас мы наблюдаем, что при переходе к современному демократическому миру традиционный танец или отсутствует, или переходит на второй план. Когда дети развиваются, они видят то, что есть вокруг них, и если они видят только современный танец или классический балет, они не смогут по достоинству оценить национальный испанский танец. Такое положение нанесло большой ущерб культуре. И с помощью нашей труппы и школы мы стараемся донести до детей, что такое испанская культура и национальный испанский танец.

- Какую танцевальную школу обычно заканчивают артисты труппы Гадеса?

- Можно прийти к нам из государственных учебных заведений, в Испании они называются консерваториями, а можно - с улицы. Для Гадеса было важно, чтобы зритель верил в то, что происходит на сцене, показывать простых людей с улицы. Это люди, которые живут реальной жизнью, и поэтому мы не ищем специально высоких, красивых и стройных исполнителей. Мы ищем людей, которые смогут передать реальный характер человека с улицы.

Очень важно, чтобы все артисты были персонажами. Кто-то молодой, кто-то взрослый, и у каждого свой характер и образ. Танец Гадеса - в большей степени театр. Это не хорошо и не плохо. В Национальном испанском балете очень важно быть одинаковыми, похожими друг на друга, чтобы соблюдать синхронность, параллельность и симметричность. А в труппе Гадеса не так. У нас важнее передача индивидуализированного образа и характера конкретного персонажа.

- Из каких спектаклей состоит репертуар вашей труппы?

- Мы восстановили самые главные спектакли Гадеса. Три из них везем в Петербург - это «Кармен», «Кровавая свадьба» и «Сюита фламенко». Также у нас в репертуаре есть «Колдовская любовь», у Гадеса этот спектакль называется «Огонь» (Fuego). Еще у нас есть «Овечий источник» по Лопе де Вега. Также планируем и создание новых спектаклей по тем правилам, которые устанавливал Гадес. По прошествии 15 лет, думаю, что мы уже готовы ставить спектакли в его стиле. Мы единственная труппа в Испании, которая работает над сохранением испанского репертуара.

Есть спектакль, который мы очень хотим восстановить, - «Дон Жуан». Он был запрещен в 1964 году, во времена Франко. Не сохранилось видеозаписей, и уже нет в живых тех людей, которые бы помнили хореографический текст. Но в здании, где работает труппа, есть очень большой архив, посвященный творчеству Гадеса, мы пытаемся восстановить спектакль по документальным источникам. К счастью, композитор спектакля Антон Гарсиа Абриль и некоторые сценографы и художники еще живы, и они помогают в восстановлении.

Также у нас есть спектакль, сделанный по заказу Пласидо Доминго, где он сам поет, а артисты труппы Гадеса танцуют. Называется он «Антология сарсуэлы».

- А как ваш фонд и труппа работают с импровизацией, неотъемлемой составляющей фламенко?

- Все-таки надо разделять фламенко и испанский сценический танец. Фламенко рождается в домах, или во время праздников на улице, или на небольших площадках в маленьких ресторанчиках и барах, которые называются таблао (tablao). Там танцуют или играют с теми, кто в тот момент там находится, с гитаристом или с певцом, и именно там импровизируют. Но когда такой танец попадает на сцену, это уже не фламенко, это испанский сценический танец, там другие задачи. В России это как-то обобщается и говорится, что все - фламенко, но это два разных жанра.

Гадес «рассказывал» содержание своих спектаклей языком испанской культуры, это вывело жанр фламенко на уровень сценического танца. Люди в любой стране мира могут понять, что такое Испания, посмотрев его постановки.

- Что танец фламенко значит для испанцев сегодня?

- Фламенко рождается в испанских домах в регионе Андалузии и передается из поколения в поколение. Оно живет там и никогда не исчезнет, потому что это выражение их души, культуры, их форма жизни.

Есть и другой пласт, так называемое фламенко для иностранцев, это то, что происходит в различных испанских залах и на площадках. Но о нем тоже нужно говорить с большим уважением, потому что испанцы очень ценят работу танцовщика (байлаора), каждый исполнитель - уникален. Часто профессиональные артисты черпают идеи из выступлений танцовщиков на таблао. Гадес прошел через много таблао, например, выступал на известнейшей площадке «Корраль де ла Морерия». В Испании таблао - это не зал, в который люди приходят и только смотрят концерт, это бар, где можно даже принять участие в танце.

Фламенко - сумма всех культур, которые находились на территории Испании на протяжении веков. Есть влияния и арабские, и кастильские, и еврейские... Только в конце XIX века началась профессионализация, и фламенко вышло на сцену кафе кантанте, это кафе с маленькими сценами. Это уже уровень, когда народная культура поднимается на сцену, но еще не тот сценический танец, который появился потом, в котором есть содержание и сюжет, как у Гадеса.

Конечно, Гадес не сразу пришел к своему стилю. Этот процесс - результат эволюции. Были многие талантливые танцовщики фламенко, которые пытались создавать спектакли, например Архентина и Архентинита, Пилар Лопес и многие другие. Но считается, что именно «Кровавая свадьба» Гадеса - тот самый момент, когда создавался сценический спектакль с сюжетом, рассказанным движением испанского народного танца.

- После почти десятилетнего перерыва вы привезли в Петербург три спектакля. Почему именно их?

- У вас очень требовательная и образованная публика, и мы хотим в самом лучшем виде показать традиции Гадеса. Для гастролей выбраны эти три спектакля во многом потому, что в мировой культуре это одни из главных тем и сюжетов. В частности, «Кармен» - сюжет, с которым работали многие композиторы, писатели, и у разных поколений артистов и творцов он вызывает непреходящий интерес. «Кровавая свадьба» Гарсии Лорки - также важное название в истории культуры Испании. И «Сюита фламенко», хореографический шедевр, - взгляд самого Гадеса на Испанию.

Редакция благодарит за помощь в переводе интервью Татьяну Соловьеву, официального представителя Международного творческого союза деятелей эстрадного искусства в Испании.

#Испания #танец #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6322) от 15.11.2018 под заголовком «Сюита фламенко».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.