Сыграли в ящики
Спектакль под названием «Сутра» (слово переводится с санскрита примерно как «путеводная нить», или «афоризм») в течение двух вечеров был представлен в рамках фестиваля «Дягилев. P. S.» на сцене Александринского театра.

ФОТО Irina Tuminene/предоставлено пресс-службой фестиваля
Ажиотаж публики подогревал не только факт, что спектакль, с триумфом увидевший свет рампы в 2008 году и успевший объехать свет, впервые показан в России. Но главной приманкой было участие в нем не профессиональных танцовщиков, а монахов из монастыря Шаолинь.
Поставил «Сутру» танцовщик и хореограф Сиди Ларби Шеркауи (Sidi Larbi Cherkaoui), бельгиец, работающий на разных европейских сценах. В спектакле Шеркауи звучит тема Востока и Запада. Его персонаж Европеец упорно пытается разгадать загадку восточной ментальности, найти понимание и общность с представителями Азии в лице семнадцати молодых монахов Шаолиня (один из них — маленький мальчик, основной проводник Европейца в мире Востока).
В медитативной музыке польского композитора Шимона Бжуски (Szymon Brzoska) такая гармония складывается, в визуальной части все сложнее.
Главную тему спектакля выражает сценография Энтони Гормли (Antony Gormley). Любопытно, что этот известный британский скульптор-монументалист назван на афише не художником или сценографом, а автором «визуального воплощения и дизайна». Справедливо, поскольку именно на его работе основана вся концепция спектакля. На каждого монаха у Гормли приходится по довольно тяжелому деревянному ящику. Эти ящики, по виду и размеру похожие на гробы, занимают главное внимание и зрителей, и исполнителей. В них прячутся, на них стоят и сидят, в них лежат и исчезают, из них неожиданно появляются монахи. Из ящиков они складывают лабиринты, дома, геометрические фигуры, крепостные стены. Ящики выстраивают то как шкафы-купе в гардеробной, то как книжные стеллажи, на полках которых хранят вместо книг тела. Ящики то складываются наподобие костяшек домино, то превращаются в неодолимую преграду — скорее духовную, чем конкретную Великую китайскую стену.
Монахи отвергают не только Европейца. Занятые мирным ящикостроительством, они вдруг проявляют немотивированную агрессию и начинают яростно кидаться друг на друга, под собственные устрашающие крики поражая зрителей приемами китайского боевого искусства кунг-фу. Бьются не на жизнь, а на смерть. Поверженные долго лежат мертвыми, а «воскреснув», вновь продолжают сражаться.
Идея привлечь к участию в спектакле не танцовщиков, а настоящих молодых монахов Шаолиня, славящихся боевым мастерством, оказалась удачной: они динамичны, бесстрашно прыгают с большой высоты в ящики, легко таскают их на спинах (бегающие по сцене «гробики» на ножках вызвали оживление и аплодисменты публики). Такими пробежками, да сценической демонстрацией техники боевых искусств с ее прыжками и вращениями практически исчерпывается хореография спектакля, названного балетом.
На сближение с Европейцем временами идет только мальчик, подобие маленького Будды. Остальные представители Востока отвергают любое стремление найти с ними контакт. Не дает результата даже совместная медитация, хотя Европеец тщательно пытается подражать своим восточным кумирам во всем. Но общность, рождению которой не помогла духовная работа, неожиданно проявляется в финале из объединения сил в агрессивной демонстрации приемов кунг-фу.
При желании, этот многослойный спектакль-притчу можно толковать по-разному. Восток — дело тонкое. Этот афоризм-сутра, завещанный незабываемым персонажем из «Белого солнца пустыни», нам хорошо известен.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (5347) от 25.11.2014.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии