Связи, проверенные временем. Во Владикавказе открылся Культурный центр Мариинского театра

В столице Северной Осетии прошел VI международный фестиваль «Мариинский — Владикавказ». Два фестивальных дня были насыщенными: симфонический концерт в филармонии, спектакль «Сельская честь» в оперном театре и два концерта с участием молодых музыкантов и мировых звезд в новом Культурном центре. Торжественное открытие этого центра стало ключевым событием фестиваля и подарком городу в связи с празднованием 240‑летия Владикавказа и 100‑летнего юбилея Республики Северная Осетия — Алания.

Связи, проверенные временем. Во Владикавказе открылся Культурный центр Мариинского театра | ФОТО Alessia Cocconi on Unsplash

ФОТО Alessia Cocconi on Unsplash

Владикавказ, возникнув как крепость на ключевой дороге Кавказа, строился и развивался как столица огромного Кавказского региона — Терской области, обширной территории, охватывавшей почти весь Северный Кавказ от района Минеральных Вод до выхода на Каспий. И образцом для кавказской столицы была столица Российской империи — Санкт-Петербург. Владикавказ строили и населяли люди, которые были воспитаны Петербургом: военные, интеллигенция, врачи, учителя. Это был европейский русскоязычный город с кавказским колоритом.

Поэтому связи с Петербургом — особые еще со времени основания города. Филиал Мариинского театра возник здесь в 2016 году, когда была отреставрирована лютеранская кирха, в которой расположился филармонический концертный зал — филиал Мариинского театра в Республике Северная Осетия — Алания. Затем был отремонтирован оперный театр, также филиал Мариинского. И вот сейчас открылось уже третье музыкальное пространство, связанное с Мариинским театром, — Культурный центр.

Он расположился в здании бывшего кинотеатра, известного в советское время как «Комсомолец». Последние 30 лет здание разрушалось, в 2020 году в аварийном состоянии оно было передано Мариинскому театру. И вот с помощью благотворительного Фонда Валерия Гергиева здание отреставрировано. В комплекс входит Большой концертный зал, рассчитанный на 500 мест, музейно-выставочные пространства, вскоре будет открыт Малый зал на 170 мест. В процессе реставрации восстановлены росписи потолка, старинная чугунная лестница, ведущая на второй этаж. В рамках фестиваля «Мариинский — Владикавказ» был открыт Большой зал, вместивший на концертах открытия гораздо больше слушателей официально заявленного количества мест.

Это историческое здание всегда было центром притяжения в городе. Особняк Александры Аксеновой на Александровском проспекте построен в 1887 году (главный центральный проспект города, ныне проспект Мира). В 1907‑м домовладелица сдала его в аренду кинокомпании «Братья Пате» (любители французского кино, конечно же, знают их знаменитый логотип — желтого петуха), решившей открыть в столице Терской области один из своих синематографов. Дело развивалось с большим успехом и размахом, пользовалось популярностью. В 1911 году фирма пристроила к особняку отдельное помещение, специально приспособленное для кинопоказов, — собственно Большой зал. В подвале размещался популярный у владикавказских «светских львов» ресторан «Сан-Ремо», на втором этаже была гостиница. После Октябрьской революции в гостиничных комнатах второго этажа разместились коммунальные квартиры, кинотеатр «Пате» был национализирован, в 1935 году на его фасаде появилась вывеска «Комсомолец».

Это был один из самых посещаемых кинотеатров в столице рес­публики (на небольшом главном проспекте кинотеатров было целых пять), но «Комсомолец» имел особый статус: он специализировался на детском и юношеском кино. Валерий Гергиев рассказал, что сам мальчишкой ходил в этот кинотеатр и одни из наиболее ярких впечатлений оставил фильм «Александр Невский». Также маэстро отметил, что именно детско-юношеская аудитория станет главной целевой аудиторией Культурного центра.

На первом дневном концерте в зале были в основном дети, в том числе — учащиеся музыкальной школы в Беслане. Вечером на официальном открытии зала к симфоническому оркестру Мариинского театра и Валерию Гергиеву присоединились мировые звезды — Денис Мацуев сыграл финал Второго фортепианного концерта Рахманинова, Ильдар Абдразаков исполнил Песню Варяжского гостя из оперы «Садко» и арию Мефистофеля из оперы «Фауст» Гуно, солистка Большого театра России Агунда Кулаева — Третью арию Далилы. На бис прозвучали «Подмосковные вечера», с заменой в тексте песни географической локации на «Осетинские вечера», что прозвучало очень естественно.

Валерий Гергиев по окончании концерта поблагодарил всех, кто сыграл решающую роль в восстановлении этого центра из пепла: «Создан еще один инструмент для того, чтобы культурная жизнь во Владикавказе била ключом и была наполнена богатыми, интересными, насыщенными творческими проектами. Мы завершим этот комплекс, которым будет гордиться и Осетия, осетинский народ, и через культурные возможности будем делать максимум для наших детей. Дети, в том числе маленькие, станут первыми, кто выиграет от появления нового культурного пространства. Мы организуем здесь все таким образом, чтобы качественные концерты и спектакли шли с нарастающим успехом для будущих профессионалов и для тех, кто просто будет любить музыку, приходить сюда. Подобные культурные проекты помогают укреплять связи между народами и мир на Кавказе».

Читайте также:

На сцене Александринки прошла премьера спектакля «Преступление и наказание» Театра балета Эйф­мана

На Новой сцене Мариинского театра пройдут гастроли Большого театра России


#Мариинский театр #Владикавказ #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7772) от 16.10.2024 под заголовком «Связи, проверенные временем».


Комментарии