Святому Луке вернули чернильницу

Завтра в Аполлоновом зале Эрмитаж представит публике картину нидерландского живописца XV столетия Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну». Вещь известная, из постоянной экспозиции. Она отсутствовала два с лишним года — столько длилась реставрация.

Святому Луке вернули чернильницу | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

На первый взгляд ощущение странное: сюжет тот же, а картина другая. Словно до сих пор на нее смотрели сквозь очень грязное стекло. Реставрация раскрыла авторскую живопись, выявила детали, скрытые под поздними наслоениями, наконец, напомнила историю полотна.

«Святой Лука, рисующий Мадонну» – характерное произведение для мастера, внесшего в нидерландскую живопись тему человеческих переживаний. На переднем плане он изобразил Мадонну с младенцем и евангелиста Луку, рисующего ее лик; в глубине картины — наполненный жизнью пейзаж. Зритель видит уходящую вдаль реку с городскими кварталами по берегам, написанными так точно, что исследователи смогли определить старый Брюссель.

Сюжет картины отсылает зрителя к легенде о святом Луке и Мадонне. Согласно преданию, святой Лука долго и безуспешно пытался написать портрет Мадонны, но не мог вспомнить черты. Тогда она явилась, и евангелист запечатлел ее образ. В Европе святой Лука считался покровителем художников, его изображения украшали помещения гильдии живописцев в разных городах. Мастера часто отождествляли себя со святым Лукой. В картине Рогира ван дер Вейдена многие видят портретное сходство с ее автором.

По всей вероятности, сюжет «Святой Лука, рисующий Мадонну» был популярен у современников художника. Кроме эрмитажной картины известны три идентичных варианта работы того же автора. Один находится в Бостоне, второй в Мюнхене, третий в Брюгге.

Эрмитажная картина еще в начале ХIХ века находилась в одном из испанских монастырей. Неизвестно, по какой причине, возможно коммерческой, картину, написанную на дереве, распилили по центру, получив два самостоятельных произведения. Правая часть попала в Нидерланды в коллекцию короля Виллема II, после его смерти была продана в императорский Эрмитаж. Левая часть находилась в собрании испанской королевы Изабеллы. После изгнания она жила в Париже, продала картину, та попала в руки парижского торговца, который и привез ее в Петербург. Таким образом, «Святой Лука» и «Мадонна» поступили в Эрмитаж как произведения из разных собраний, хотя было известно, что это части целого. Чудо, что они встретились, этого могло не произойти.

В Эрмитаже композицию восстановили, она обрела почти первозданный вид. Почти, потому что картина лишилась верхней части и получила две реставрационные вставки внизу на половине с изображением святого Луки. В 1884 году живопись перевели с дерева на холст. Затем картина пережила несколько реставраций. Нынешняя была плановой и, что важно, комплексной. А значит, проводились серьезные технологические исследования – рентгеновская, инфракрасная, ультрафиолетовая съемки, химические исследования пигментов.

– «Святой Лука, рисующий Мадонну» – один из шедевров Эрмитажа, – говорит хранитель полотна научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Николай Зыков. – Мы долго не могли решиться на реставрацию. С одной стороны, картина была нужна в экспозиции, с другой – не возникало ощущения, что она в плачевном состоянии и надо срочно за нее браться. Сейчас очевидно: хорошо, что решились.

Материалы, полученные в процессе исследований, зафиксировали состояние полотна до реставрации. В частности, на снимках видно, что картину делили не очень аккуратно: часть руки святого Луки попала на половину, где изображена Мадонна. В свою очередь ее плащ остался на противоположной стороне. Вероятно, при разделении картины часть живописи была утрачена, реконструкция выполнена небезупречно. Реставратор, судя по всему, не видел других вариантов композиции, восстановил картину на свое усмотрение. Пришлось его поправлять.

Важная деталь для сюжета: после реставрации на полотне рядом с книгой – Евангелием от Луки появилась открытая чернильница, которая была скрыта поздними записями.

Эрмитаж представляет публике картину нидерландского мастера в цикле «Возрожденные шедевры».

– До реставрации казалось, что картина была в относительно хорошей сохранности. Глаза к ней привыкли, – объясняет реставратор Валерий Бровкин. – Теперь по фотографиям можно понять, насколько она была хуже. Пробные расчистки дают правильный камертон в работе. Стоит удалить немного лака, становится видно, насколько изменено восприятие авторской живописи. Картина может выглядеть благополучной, но ее облик не соответствует времени создания. После написания художником она была другая. Наслоения времени ее изменили. Картину прописывали, поновляли, оставляя следы позднего вмешательства. Реставрация «освободила» руку автора.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (5702) от 17.05.2016.


Комментарии