«Свой мир каждый выбирает сам». Актриса Евгения Игумнова о театре, поклонниках и соцсетях

Четверть века назад в Театр им. В. Ф. Комиссаржевской пришла Евгения Игумнова. И практически сразу о ней заговорили - невероятно сложно было попасть и на экзотическое «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей», поставленное Владиславом Пази с расчетом на Евгению, и на шекспировскую «Бурю» в постановке болгарского режиссера Александра Морфова, в которой Игумнова сыграла главную роль. Что и говорить, Евгении повезло на счастливую театральную жизнь. Вот и сейчас она репетирует роль в трагикомической сказке Карло Гоцци «Женщина-змея» - о любви, которая покупается ценой бессмертия. Спектакль ставит Григорий Дитятковский. Роль в его «Мизантропе» минувшей осенью принесла Игумновой премию «Золотой софит».

«Свой мир каждый выбирает сам». Актриса Евгения Игумнова о театре, поклонниках и соцсетях | ФОТО Ольги ИБАТУЛИНОЙ

ФОТО Ольги ИБАТУЛИНОЙ

- А вот, кстати, Евгения, хочется поговорить о мизантропии. Как известно, мизантроп - тот, кто не любит людей. И, посидев в соцсетях, поневоле станешь мизантропом. Перестаешь верить даже в искренность бесконечных лайков.

- А зачем это вообще оценивать? Каждый человек хочет тепла. Кому плохо от того, что поставили лайк? Это, может быть, бессмысленная, но в любом случае безобидная вещь. Да и, знаете, не совсем бессмысленная. Я вижу много людей, которых соцсети спасают от одиночества.

Потом сети ведь реально помогают - найти деньги на лечение, вещи для пострадавших от пожаров, стихийных бедствий. Просто найти «своих»... Я, например, по всем постам, которые у меня высвечиваются, вижу, что в моем кругу «лишних» людей нет, а есть те, которых интересуют современный театр и кино, которые выкладывают видеотеки, занимаются благотворительностью.

- А как насчет поклонников? Немало актеров, певцов имеют раскрученный аккаунт, куда заходят в том числе потенциальные зрители...

- Это люди, которые могут соответствовать требованиям своих поклонников. Демонстрировать личную жизнь, делиться своими мыслями по поводу всего и вся. Это отнимает много сил, поклонники очень требовательны. Я не готова посвящать этому свою жизнь.

- Ваша Селимена, героиня «Мизантропа», умна, свободна, имеет свое суждение о мире, и она смелая женщина, которая мгновенно и резко реагирует, когда ее задевают. Когда рядом с вами оказываются некомфортные для вас люди, вы способны сказать им правду в лицо?

- Такие люди не окажутся рядом со мной. Я делаю все, чтобы избегать эмоций, которые меня не устраивают. Если я боюсь человека, если начинаю его обманывать, я не буду с ним. Был случай, когда я получила от одного режиссера заманчивое приглашение в очень хороший театр. Но поняла, что боюсь этого режиссера, и не пошла туда. Я избегаю ситуаций, когда из меня делают просительницу или когда делают виноватой. Избегаю людей, которые плохо ко мне относятся. У меня нет ни времени, ни сил доказывать обратное.

- А что дети? Создавать им уютное детство или давать понять, что реальный мир - это не сладкий чупа-чупс? К примеру, в западной или классической детской литературе почти нет табу. Особенно скандинавские писатели знают, как тонко можно рассказывать об очень сложных, даже трагических вещах. У нас же стараются о многом умалчивать.

- Никогда не стремилась вырастить детей в оранжерейных условиях. Хотя, конечно, слышу постоянно: не надо детей водить на похороны. Не понимаю, почему они не должны переживать и эти моменты жизни тоже. Я не педалирую факт смерти, но считаю, что дети должны собираться, научиться говорить хорошие вещи, когда кого-то хоронят. Я пытаюсь им объяснить, что негативные эмоции, наши переживания - они тоже нам во благо. Человек вообще должен переживать спектр самых разных чувств, в том числе и поражения, и потери, и стыд. Если человек ни разу не испытал чувство стыда, он не поймет, что такое совесть. И что такое счастье. Помните, как у Толстого: «Счастье - это радость без угрызения совести».

- Не случайно же говорят, что в России культура боли. И можно вспомнить фразу Чайковского: «Я счастлив и свободен, но почему-то ужасно хочется плакать». Вы эту боль тоже культивируете?

- Конечно. Мне кажется, что артист вообще состоит из боли, он изживает ее в своих персонажах и трансформирует в нечто здоровое. Он показывает зрителю: те эмоции, которые вы испытываете в своей жизни, испытывают все люди, вы не одиноки...

- Театр сегодня меняется. Тот психологический театр, который в России пестовали много десятилетий, уступает формальному, отстраненному, сугубо режиссерскому, в котором актер - лишь марионетка.

- Такие спектакли тоже могут быть очень любопытными, и у них есть своя публика. Но мне жалко артистов, которым в таких постановках нечего играть.

- А как вы относитесь к таким новым форматам театра, как социальный или инклюзивный? Или когда как бы «на сцену» выходят реальные бомжи и рассказывают свои реальные истории?

- Я к любому театру отношусь с большим любопытством, если он затрагивает душу. И неважно - исследует ли он внутренний мир человека или какие-то социальные явления. Главное, чтобы режиссер не занимался своими перверсиями. Этому место в перформансах, там пожалуйста. А театр - это больше, чем рассказ режиссера о себе любимом.

- Вас не удивляет, что люди вообще приходят в театр? Когда столько искушений...

- Как раз не удивляет. А искушений на самом деле не так много. Настоящее искушение сейчас, с которым театр соперничает, - это хороший сериал, английский или американский. А в театр все-таки приходят за общением. С персонажами, с самими собою. С богом. С какой-то идеей. Звучит, конечно, высокопарно, но тем не менее - за разговором.

- К слову, о сериалах... Вы сказали «английский или американский». Отечественные не радуют?

- Мне сказали, что вышли три хороших наших сериала, но я их пока не видела. Но даже если три сериала вышли удачно, это же не тема для разговора.

- Какие сериалы из последних вы бы отметили?

- Мне очень понравился английский проект «Массовка». В нем нет никакого сюжета, это просто наблюдение за жизнью двух придурков, которые работают в массовке. Любопытно, что в эпизодах появляются звезды - Кейт Уинслетт, Орландо Блум, Иэн Маккеллен, Роберт де Ниро. Такой вот забавный перевертыш. Могу назвать «Любовники» или «Большая маленькая ложь». Это сериалы не первого ряда, но сыграны великолепно.

- Не бывает обидно, что вы не там?

- Бывает. До слез. Я все время сижу и думаю: вот это я могла бы сыграть. И еще отчетливее понимаю, что со мной в кино не происходит ничего, а в театре, слава богу, иногда что-то замечательное случается. Поэтому я не понимаю, как мои коллеги живут без театра. Чем они энергетически подпитываются? Многие из них тоскуют по сцене.

- Но не могут уже вернуться, потому что стали заложниками того материального достатка, который дает кино.

- И все это обернулось тем, что нас, театральных актеров, зовут все реже и реже - с нами сложно, у нас репетиции, спектакли, гастроли. Я еще помню времена, когда за артиста бились. Нужен был именно вот этот конкретный человек, ради него сдвигали графики, ждали, когда у него появится «окно» в репетициях. Сегодня этого нет. Если совпали сроки - прекрасно, нет - что же, твои проблемы, возьмут другого.

- Я понимаю, что трудно самой инициировать фильм, но можно ведь спектакль. Тем более что у вас был такой опыт - спектакль «Опасные связи» появился ведь именно как инициатива актеров Театра им. В. Ф. Комиссаржевской.

— Да, «Опасные связи» был спектаклем-акцией, созданным интернациональной командой - режиссер, художник, композитор были из Македонии. Другое дело, что как спектакль-акция он должен был пройти несколько раз и все. А мы его играли очень долго. Из-за того что в наших «Опасных связях» было больше энергии утверждения «мы можем», нежели энергии творчества, спектакль просто сдулся. Пришлось настоять на том, чтобы его сняли...

- И нет идеи создать что-то новое?

- Нет, я не чувствую в себе нужного задора. Слишком хорошо помню, сколько надо на это потратить сил.

- И нет той роли, которую отчаянно хочется сыграть, а не предлагают?

- Знаете, о ролях мечтают актеры, которые долго не играли, или когда есть несоответствие внешнего и внутреннего. Она, увы, крупная матрона, а ей хочется сыграть Джульетту. А когда такого диссонанса нет, когда есть интересные роли, то ты с головой погружаешься в работу. И тут не до мечт. Работа над ролью - это ведь не просто выучить слова своей героини. Очень часто необходимо отказаться от собственного тела, от собственного голоса, от собственных представлений о себе, от своих навыков...

- Были роли, образы, ставшие для вас неким озарением?

- Со мной такое было трижды. В первый раз, когда я играла шекспировскую Джульетту. Потом была Альма, героиня спектакля «Лето и дым» по Теннеси Уильямсу, Анна Каренина... Казалось бы, это все не самые прозвучавшие в моей карьере постановки, но тем не менее именно когда я играла в них, у меня было ощущение, что меня нет, что меня взяли и поместили в другую женщину - в Джульетту, в Альму, в Анну. Это было какое-то волшебство.

- И когда уходит такой спектакль, что ощущаете? Опустошение?

- Ну конечно. Помню, когда мы перестали играть «Лето и дым», с одной стороны, я очень расстроилась, а с другой, испытала облегчение - слишком уж больших эмоциональных затрат требуют такие роли...

- Помню, как замечательный артист БДТ им. Товстоногова Андрей Толубеев рассказывал, что его организм начинал настраиваться на персонажа еще накануне спектакля.

- Андрей Юрьевич относился к тому поколению актеров, которые были очень невнимательны к своему организму. Читала у Нины Ургант, как она настолько погрузилась в образ матери, у которой повесился сын, что потом попала в психиатрическую клинику. Я никогда не допущу, чтобы профессия разрушала меня. Наоборот. Она помогает мне быть в порядке. Я к лицу, к телу отношусь, как к инструменту, который должен быть в порядке. Мне нельзя поправляться, нельзя терять форму. Если заболит спина, сразу пойду к врачу. Не потому, что больно, а потому что мне надо работать.

- Скоро июнь, и снова на Моховую потянутся девочки и мальчики, которые мечтают о славе и не задумываются о сложностях вашей профессии. И ладно бы только на Моховую. Сегодня много мест, где преподают актерское мастерство.

- Я считаю, что в этом нет ничего плохого. И не только потому, что сама веду в Академии музыки Елены Образцовой театральный курс. Просто не надо ничего ждать. Не надо иметь претензии к этому миру. Такая профессия - никто не может дать никаких гарантий, что придет успех. Но в любом случае эта профессия полезна для любого человека, она может пригодиться в дальнейшем. И в работе, и в личной жизни. Я бы посоветовала всем людям заниматься какими-то театральными практиками. Это избавило бы их от желания переживать в реальной жизни ненужные страсти. Проблема в том, что очень многие эмоционально не реализованы. И они придумывают себе какие-то страсти, совершают массу нелепостей, сходят с ума. Театральные же практики дают возможность в буквальном смысле играючи изжить эту потребность в эмоциональном переживании.

У меня на курсе есть мальчик - большой полный добряк с морем обаяния. И я ему даю играть героев-любовников. Очень забавно наблюдать, как девочки, которые вначале скуксились, увидев, кто будет героем, потом, когда он начинает играть, заинтересованно поворачиваются к нему и начинают видеть в нем то, что они хотят видеть. Не то, что он на самом деле представляет, а то, что рисует их воображение. И это воображение может украсить жизнь людей гораздо больше, чем бриллианты, путешествия, какие-то достижения.

Об этом, кстати, «Женщина-змея» Гоцци, премьера которой должна состояться 24, 25 мая. О том, что фантазии, наше внутреннее творчество иногда спасает нас в этой жизни.

- Но эти фантазии могут быть не только украшением жизни, но и бегством из реального мира.

- Да нет, это может быть и не бегством и не украшательством. Это некий способ существования. Слишком самонадеянно говорить, что ты знаешь, как устроено мироздание, как устроен человек. Твой мир - тот, который ты создаешь сам. Это может быть мир, состоящий из врагов, политических интриг. Или мир, где все люди лжецы, где мужья изменяют женам, жены - мужьям, где существуют неблагодарные дети. А можешь выбрать мир совершенно иной. Где мужчины и женщины прекрасны, и расстаются они не потому, что изменяют друг другу, предают, а потому, что в их отношениях что-то заканчивается, и они принимают это. Так что каждый свой мир выбирает сам... И неудивительно, что одни старики выглядят прекрасно, они светятся, а другие выглядят гнусными карликами. Чем светлее наши фантазии, тем больше мы получаем любви и красоты.

Беседовала Елена БОБРОВА

Читайте также интервью с художественным руководителем МДТЛьвом Додиным «Будь моя воля, я вообще бы никогда не выпускал спектакли».
#театр Комиссаржевской #театр #актеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (6439) от 16.05.2019 под заголовком «Евгения Игумнова: Свой мир каждый выбирает сам».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...