Свои места

В Петербурге продолжается XIII музейный фестиваль «Детские дни». Ирина КЕЛЬНЕР, координатор фестиваля, рассказала Вадиму МИХАЙЛОВУ о событиях «Детских дней», о том, как за прошедшие годы изменились запросы посетителей и почему не продается единый билет во все музеи.

Свои места | Иллюстрация alexwhite/shutterstock.com

Иллюстрация alexwhite/shutterstock.com

- Тема основной программы нынешнего фестиваля «Ошибки допускаются». Что имеется в виду?

- Нам представляется очень важным говорить с детьми на эту тему - не в назидание, не о том, как избегать ошибок или извлекать из них «полезный урок», но о том, что ошибки - это часть нашей жизни. Они могут быть превосходным ресурсом для новых идей, для исследований и открытий.

- Какие полезные ошибки нашли?

- Маршруты подготовили 20 музеев, и в каждом тема ошибок раскрыта по-своему. Например, искажение пропорций тела животного в произведении искусства - это ошибка или прием? Кто помогает актерам не ошибаться в театре? Когда современники критиковали технические изобретения в XIX веке, они ошибались или в чем-то были правы? В каждом музее про ошибки - полезные, смешные, неизбежные, мнимые - можно найти множество сюжетов. Например, в Музее логистики упоминается история о том, как Чарльз Гудиер случайно поставил на плиту смесь каучука и серы. В результате этой ошибки появилась резина.

В Музее-квартире Александра Блока мы показываем, что есть параллели между детскими ошибками в словах и словотворчеством поэта.

- Какие музеи участвовали во всех тринадцати фестивалях?

- Все годы, с самых первых «Детских дней», в нем участвует Эрмитаж. Среди очень опытных участников, которые сотрудничают с нами больше десяти лет, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Музей истории религии, «Разночинный Петербург». А всего в этом году в фестивале приняло участие 43 музея, две библиотеки, кукольный театр, Академия музыки, историческая верфь и Зоопарк.

- Уже можно подводить первые итоги. Каковы они?

- Пока рано говорить о количестве посетителей - фестиваль продолжится по 19 ноября, а некоторые программы будут доступны и позднее. Если же говорить о тенденциях, то в этом году сами дети стали активно вовлекаться в фестивальные дела. Спектакль «Шаляпин. Заметки» в Доме-музее Шаляпина подготовила детская театральная студия. В Главном штабе Эрмитажа экскурсии «Вы же не художник», посвященные московским концептуалистам, провели подростки совместно с Молодежным центром музея.

Подростки входили в состав жюри и выступили консультантами при конкурсном отборе в программу 13+ «Что я тут забыл?», а в программе встреч в музейных гостиных 13+ у нас образовался отдельный блок «Свои люди» - это встречи, на которые 13 - 15-летние спикеры пригласили своих ровесников - и собрали полные гостиные!

- Как изменилась публика за прошедшие 13 лет?

- У каждого времени - свои вызовы. Сейчас, пожалуй, игровым образовательным программам приходится конкурировать с большим количеством развлечений. Нынешние подростки росли вместе с модой на игровое обучение, с пониманием того, что процесс получения знаний может и должен быть интересным, увлекательным. Соответственно, их требования выше. Но современные дети и подростки точно так же остро реагируют на нечуткое отношение взрослых и так же нуждаются в личном пространстве и искреннем общении, как и 13 лет назад.

- Школьнику нужно около 2 тысяч рублей, чтобы посетить 20 площадок-участников. О стоимости семейного посещения 2 - 3 музеев и говорить не приходится, это дорого. Почему нет единого билета на фестиваль?

- Попробую объяснить. «Детские дни» - это не Ночь музеев, когда все происходит за несколько часов. Все наши события разворачиваются в течение каникул и еще двух пар выходных. Сложно рассчитать адекватную цену - особенно если учесть, что есть музеи, где для детей до 16 лет вход бесплатный, и есть коммерческие организации, которые не готовы работать себе в убыток. Но самое главное: мы не призываем обязательно обойти с детьми все музеи, участвующие в основной программе, это большая нагрузка. Для кого-то один поход в музей - уже событие, которое ребенок будет вспоминать несколько месяцев. Сделав один билет на 20 музеев, мы подтолкнули бы людей к тому, чтобы обойти все площадки, но зачем? Нам важно, чтобы дети привыкали видеть в музеях гостеприимные пространства, учились заинтересованному разглядыванию экспонатов. Для «Детских дней» ценно живое сообщество с хорошей обратной связью, важны дети, которые приходят к нам каждый год, которые выросли вместе с фестивалем и теперь воспринимают музеи как свои места.

- Вы говорите о том, что необязательно детям посещать много музеев. Но в буклете с программой говорится о создании путешествия по музеям, «конструкторе маршрутов», собирании наклеек из музеев в диплом участника фестиваля. То есть организаторы предлагают большое путешествие. Тем более что фестиваль длится почти месяц. Нет ли в этих двух позициях противоречия?

- Нет. Ведь мы ценим путешествия не за расстояния и не за количество мест, где побывали, а за впечатления. И мы объявили именно метод конструктора, чтобы у ребенка был выбор, какие маршруты собирать, без каких обойтись. У детей есть 15 дней, чтобы побывать на маршрутах, а если музей готов сохранить маршрут после фестиваля, то изучать его коллекцию с помощью игровых заданий можно и потом. Мы специально отказались от каких-либо значимых призов за пройденные маршруты, чтобы главной целью и ценностью было само путешествие по музею. Диплом и наклейки - это совсем-совсем символический стимул, в большей степени память, чем приз.

#«Детские дни» #Ирина Кельнер #фестиваль

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?