Свободный художник

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка, посвященная памяти Георгия (Гаги) Ковенчука (1933 – 2015). Представлены работы из мастерской художника, собрания ГРМ и частных коллекций. Несмотря на печальный повод, вернисаж получился светлым, а выставка произведений, созданных мастером за полвека, радостной.

Свободный художник  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как точно заметили ее кураторы Владимир Перц и Антон Успенский, Гага, как все называли Конвенчука вне зависимости от степени знакомства с ним, был веселым, контактным, свободным, дружелюбным художником. Для него не было видовых границ – живопись, графика, скульптура, придуманный им факс-арт, росписи на пластиковых бутылках, рисунки на баннерах с отпечатками ботинка вместо подписи. Спустя 40 лет после создания он мог дорисовать оригинал эскиза иллюстрации к «Клопу», давно находящийся в частной коллекции. Ковенчук предложил установить памятник пушкинскому Германну у дома графини на Малой Морской улице, 10, в виде ...люка с отпечатками мужских ботинок. Действительно, крышка люка, как судьба, может повернуться по-разному.

И одновременно Гага был классическим шестидесятником со всеми плюсами и минусами людей хрущевской оттепели. Внук Николая Кульбина, теоретика русского авангарда, Ковенчук начинал карьеру по традиционной схеме: средняя художественная школа при Репинском институте, мастерская Алексея Пахомова на графическом факультете. Он участвовал в выставках, начиная со студенческих лет. В 1960-е Ковенчук стал ведущим художником «Боевого карандаша», это было объединение, которое массовыми тиражами издавало советскую агитацию и пропаганду.

Потом была работа в детском журнале «Костер» и служба главным художником в журнале «Аврора». Ветераны «Костра» вспоминают, что Гага не только создавал иллюстрации, в том числе во время командировок по стране, но и сочинял тексты. В одном из номеров был опубликован его материал под названием «Скромный художник Анри Руссо». Тогда мало кто знал про классика примитивизма.

В 1960 – 1970-е годы Ковенчук иллюстрирует произведения таких разных авторов, как Зощенко, Аксенов, Солоухин, Стругацкие. Впрочем, для того времени это было совершенно естественно. Но советская власть регулярно напоминала Гаге «о рамках». В 1971 году его первая персональная выставка была закрыта «за формализм», а в 1974-м издание «Клопа» в духе книг русского авангарда состоялось только благодаря поддержке Лили Брик и других звезд культуры.

Выставка в Мраморном дворце построена по принципам Гаги, это свободное расположение самых разных произведений. Старая литография «Танго» с двумя танцующими массивными телами неопределенного пола и возраста соседствует с «Двумя старушками» – изящным рисунком в одну линию черным фломастером на куске светлых обоев. Кстати, «Танго» было популярным товаром в ленинградской Лавке художников.

Никогда прежде не выставлявшиеся, сделанные для себя фигурки рыцаря, Кармен, боцмана и других персонажей из раскрашенного шамота соседствуют с ранней картиной «В отделении милиции», где главным действующим «лицом» сделан оранжевый погон на плече сотрудника, обозначенного только в виде силуэта.

Рядом с легкими графичными баннерами «Модель» и «Спагетти» – серьезная глубокая картина «Метро» с одиноким пассажиром на мрачном эскалаторе, изображенном в контрастных черных, желтых и красных тонах, и «Портрет художника Гаврильчика», сидящего перед пустым столом. Это размышление о профессии, заставляющей вечно балансировать между призванием, внутренними потребностями реализовать талант и необходимостью заработать на кусок хлеба.

Для Гаги Ковенчука, как истинного художника-шестидесятника, сначала мечтой, а потом любимым местом паломничества стал Париж. Пейзаж «Нотр-Дам» остался незавершенным.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (5548) от 21.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...