Свинг, пришедший с наших берегов

Мнения о джазе бывали противоположны до смешного. Максим Горький считал, что это исключительно музыка «толстых» белых эксплуататоров. А в Штатах, ровно наоборот, годы и годы на джаз пренебрежительно смотрели, как на музыку черной бедноты. Белые, признававшиеся в любви к джазу и ходившие слушать черных джазменов, рисковали репутацией. А их было, конечно, много, потому что джаз – творческий, неистовый, свободный – не мог не пленять своим обаянием. Сегодня хотя бы от этих предрассудков мы избавились, джаз – общее достояние, которое черные музыканты подарили всему свету.

Свинг, пришедший с наших берегов | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

Знаток джаза, один из создателей ярославского джаз-клуба Михаил Браславский написал об этом книгу с простым и ясным названием «Размышление о джазе и джазменах». Вышла она в Нью-Йорке, где Михаил живет уже почти 20 лет. Презентации книги и был посвящен концерт в Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки.

В интермедиях Михаил рассказывал о книге и о ее героях, а исполнялась, конечно, их музыка. На сцене был сам Давид Голощекин, который молниеносно перелетал от ксилофона к скрипке и от скрипки к трубе-корнету. Из рояля и саксофона великолепно извлекали ноты известные ярославские джазмены, отец и сын Станислав и Вадим Майнугины. В общем, было кому выработать энергию настоящего свинга, не хуже, чем в Нью-Йорке 1940-х.

– Вообще я по специальности архитектор, – рассказал Михаил. – Но так уж получилось, что со студенческих времен у меня был интерес к джазу. И когда я попал в Нью-Йорк – сразу ощутил, насколько это уникальная среда для любителя джаза. Появилась возможность узнать многое о музыкантах, которые мне нравятся, прямо из первоисточников... Оказывается, у моего любимого легендарного Пола Дезмонда – отец был из Российской империи! Он бежал с территории нынешней Украины через Германию, попал в Америку... Потом выясняется, что у Билла Эванса мама, Мария Сорока, была украинкой, глубоко верующей православной, пела в церковном хоре и учила детей музыке... А отец – ирландец. У Бенни Гудмена – чисто еврейские корни. У Стэна Гетца семья сначала эмигрировала с Украины в Лондон, а потом уже в Америку.

И так далее. Я составил список: всего таких выходцев из тогдашней России – с полсотни. Не говоря о всех джазовых менеджерах, импресарио...

– Ваши герои – из одного поколения?

– Да, многие из них почти ровесники, родились в 1920-е, играли свинг в 1940-е. Билл Эванс и Стэн Гетц считаются родоначальниками стиля «кул», хотя они сами это и отрицали, и более известен в этом качестве Майлз Дэвис. Бенни Гудмен – постарше, его расцвет – это довоенные годы.

– Нельзя обойти и Гершвина?

– Да, его родители из Одессы, фамилия отца была Гершович. Великий композитор, хотя и не джазовый. Дело в том, что те, кто пишет джазовые мелодии, – они вообще обычно не называются композиторами. Это «песенники», songwriters. А гершвиновские темы были настолько красивы, что джазовые музыканты очень любили их исполнять. Его мелодии – то, что зовется «вечнозеленые», их играют очень часто. Или можно вспомнить Ирвинга Берлина, автора тысячи хитов, – который на самом деле Израиль Бейлин, его родители были из Могилева...

Меня интересовали не только музыканты. Норман Гранц – очень интересный и важный человек для мира джаза. При этом он в жизни не сыграл ни одной ноты ни на одном инструменте. Благодаря ему джаз вышел на большую сцену.

– Расскажите о нем, пожалуйста.

– Его родители были из Тирасполя. В Штаты семья попала не так, как обычно, пароходом в Нью-Йорк. Им пришлось очень тяжело добираться южным путем. Осели в Лос-Анджелесе, в нищем районе Бойл-Хайтс, куда попадали все мигранты, кто не мог устроиться лучше. Гранц крутился среди музыкантов, слушал их музыку. Он полюбил джазменов, а они его.

Гранц понимал, что надо показать публике их мастерство. В 1944 году он занял у кого-то 300 долларов, снял в Лос-Анджелесе сцену тамошней филармонии. На афише так и значилось – «Джаз на филармонической сцене Лос-Анджелеса». Потом оказалось, что места мало, пришлось сократить текст, и получилось – «Джаз в филармонии».

Благодаря этому своему, как сейчас говорят, проекту Гранц стал миллионером и сделал миллионерами своих подопечных. Возил ансамбль сперва на Восточное побережье, потом в Европу, потом по всему миру... Он был менеджером и у Эллы Фицджералд, и у Луиса Армстронга... Для того времени это необычно: еврей, продвигающий черных музыкантов. Но Гранц рос среди мексиканцев, японцев, португальцев и множества других национальностей. И для него не играло роли, кто ты. Умеешь играть – значит будешь, а я тебе дам для этого все возможности. Он платил простым музыкантам в два-три раза больше, чем профессиональные импресарио... И все это из любви к джазу.

Кроме редких архивных иллюстраций Михаил Браславский снабдил книгу диском с уникальными историческими видео- и аудиоматериалами, так что здесь есть и что посмотреть, и что послушать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (5659) от 14.03.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...