Свинг, пришедший с наших берегов

Мнения о джазе бывали противоположны до смешного. Максим Горький считал, что это исключительно музыка «толстых» белых эксплуататоров. А в Штатах, ровно наоборот, годы и годы на джаз пренебрежительно смотрели, как на музыку черной бедноты. Белые, признававшиеся в любви к джазу и ходившие слушать черных джазменов, рисковали репутацией. А их было, конечно, много, потому что джаз – творческий, неистовый, свободный – не мог не пленять своим обаянием. Сегодня хотя бы от этих предрассудков мы избавились, джаз – общее достояние, которое черные музыканты подарили всему свету.

Свинг, пришедший с наших берегов | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

Знаток джаза, один из создателей ярославского джаз-клуба Михаил Браславский написал об этом книгу с простым и ясным названием «Размышление о джазе и джазменах». Вышла она в Нью-Йорке, где Михаил живет уже почти 20 лет. Презентации книги и был посвящен концерт в Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки.

В интермедиях Михаил рассказывал о книге и о ее героях, а исполнялась, конечно, их музыка. На сцене был сам Давид Голощекин, который молниеносно перелетал от ксилофона к скрипке и от скрипки к трубе-корнету. Из рояля и саксофона великолепно извлекали ноты известные ярославские джазмены, отец и сын Станислав и Вадим Майнугины. В общем, было кому выработать энергию настоящего свинга, не хуже, чем в Нью-Йорке 1940-х.

– Вообще я по специальности архитектор, – рассказал Михаил. – Но так уж получилось, что со студенческих времен у меня был интерес к джазу. И когда я попал в Нью-Йорк – сразу ощутил, насколько это уникальная среда для любителя джаза. Появилась возможность узнать многое о музыкантах, которые мне нравятся, прямо из первоисточников... Оказывается, у моего любимого легендарного Пола Дезмонда – отец был из Российской империи! Он бежал с территории нынешней Украины через Германию, попал в Америку... Потом выясняется, что у Билла Эванса мама, Мария Сорока, была украинкой, глубоко верующей православной, пела в церковном хоре и учила детей музыке... А отец – ирландец. У Бенни Гудмена – чисто еврейские корни. У Стэна Гетца семья сначала эмигрировала с Украины в Лондон, а потом уже в Америку.

И так далее. Я составил список: всего таких выходцев из тогдашней России – с полсотни. Не говоря о всех джазовых менеджерах, импресарио...

– Ваши герои – из одного поколения?

– Да, многие из них почти ровесники, родились в 1920-е, играли свинг в 1940-е. Билл Эванс и Стэн Гетц считаются родоначальниками стиля «кул», хотя они сами это и отрицали, и более известен в этом качестве Майлз Дэвис. Бенни Гудмен – постарше, его расцвет – это довоенные годы.

– Нельзя обойти и Гершвина?

– Да, его родители из Одессы, фамилия отца была Гершович. Великий композитор, хотя и не джазовый. Дело в том, что те, кто пишет джазовые мелодии, – они вообще обычно не называются композиторами. Это «песенники», songwriters. А гершвиновские темы были настолько красивы, что джазовые музыканты очень любили их исполнять. Его мелодии – то, что зовется «вечнозеленые», их играют очень часто. Или можно вспомнить Ирвинга Берлина, автора тысячи хитов, – который на самом деле Израиль Бейлин, его родители были из Могилева...

Меня интересовали не только музыканты. Норман Гранц – очень интересный и важный человек для мира джаза. При этом он в жизни не сыграл ни одной ноты ни на одном инструменте. Благодаря ему джаз вышел на большую сцену.

– Расскажите о нем, пожалуйста.

– Его родители были из Тирасполя. В Штаты семья попала не так, как обычно, пароходом в Нью-Йорк. Им пришлось очень тяжело добираться южным путем. Осели в Лос-Анджелесе, в нищем районе Бойл-Хайтс, куда попадали все мигранты, кто не мог устроиться лучше. Гранц крутился среди музыкантов, слушал их музыку. Он полюбил джазменов, а они его.

Гранц понимал, что надо показать публике их мастерство. В 1944 году он занял у кого-то 300 долларов, снял в Лос-Анджелесе сцену тамошней филармонии. На афише так и значилось – «Джаз на филармонической сцене Лос-Анджелеса». Потом оказалось, что места мало, пришлось сократить текст, и получилось – «Джаз в филармонии».

Благодаря этому своему, как сейчас говорят, проекту Гранц стал миллионером и сделал миллионерами своих подопечных. Возил ансамбль сперва на Восточное побережье, потом в Европу, потом по всему миру... Он был менеджером и у Эллы Фицджералд, и у Луиса Армстронга... Для того времени это необычно: еврей, продвигающий черных музыкантов. Но Гранц рос среди мексиканцев, японцев, португальцев и множества других национальностей. И для него не играло роли, кто ты. Умеешь играть – значит будешь, а я тебе дам для этого все возможности. Он платил простым музыкантам в два-три раза больше, чем профессиональные импресарио... И все это из любви к джазу.

Кроме редких архивных иллюстраций Михаил Браславский снабдил книгу диском с уникальными историческими видео- и аудиоматериалами, так что здесь есть и что посмотреть, и что послушать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (5659) от 14.03.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.