Светлые моменты бытия
В парадных залах Музея Академии художеств - необычная выставка «Нина и Никита», представляющая 150 картин и рисунков мамы и сына - Нины Рыжиковой и Никиты Могилевцева.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Мы объединились на этой выставке не по принципу родства, а по причине схожих интонаций в наших работах, - рассказала Нина Рыжикова. - Хотя творческий стаж Никиты после окончания Академии художеств - три года, а мой - 30 лет... Нас интересуют радостные моменты бытия. У него больше мужских сюжетов, у меня размышлений о красоте повседневной жизни, о мелочах, которые мы не замечаем в суете будничных тревог и волнений».
Спрашиваю Рыжикову: сына приучали к мысли, что он должен стать художником, или, наоборот, отговаривали от трудной профессии?
«Если что-то заложено, то не надо идти наперекор генам», - говорит она.
Мать и сын шли в своей карьере след в след: в 6 лет изостудия Эрмитажа, потом средняя школа при Академии художеств и сама академия, где Рыжикова училась у Юрия Непринцева, Никита - у Юрия Калюты...
Главными темами своих картин Никита Могилевцев называет единение человека с природой, воспевание Севера и аллегории современности. Северные сюжеты возникли неожиданно, после поездки с друзьями в горы в Мурманскую область, чтобы покататься на скейтбордах. Спорт и искусство легко уживаются, Могилевцев занимается смешанными единоборствами, и многие его спортивные коллеги не знают, что он художник, да еще академический. По мнению Никиты, в его интересах к экстремальному спорту нет ничего необычного: древнегреческие философы занимались кулачными боями. Есть поговорка «Художника может обидеть каждый». Могилевцев добавляет: «Но некоторые могут и ответить»...
Начинать знакомство с выставкой лучше с произведений Никиты. Его часть построена как диалог графических эскизов к картинам и самих полотен. По выражению художника, рисунок - фиксация замысла, картина - его реализация. В рисунке «Конец осени» изображен крадущийся заядлый охотник в плаще, точно имитирующем лесной пейзаж с последними листьями на деревьях. На картине большого формата автор точно находит колористический акцент - рыжую шляпу охотника под цвет листьев. «Зимняя уха» - мужчина готовится погрузить рыбу в котелок - изображена на рисунке как архаический ритуал. На картине нежная розовая полоса на теле рыбы создает настроение радости бытия.
Из аллегорий современности автор обратил наше внимание на картину «Последние романтики»: два подростка тянут по мелководью модель парусника. Сцена разыгрывается на фоне ЗСД, виадук трассы оказывается выше облаков...
Среди повседневностей Нины Рыжиковой запоминаются «Новое платье» (бабушка дошивает на внучке обновку) и «Кулинарное настроение»: чтобы сварить овощной суп, девушка тщательно сверяется с рецептом, переписанным от руки из умной книги.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии