Светлые моменты бытия

В парадных залах Музея Академии художеств - необычная выставка «Нина и Никита», представляющая 150 картин и рисунков мамы и сына - Нины Рыжиковой и Никиты Могилевцева.

Светлые моменты бытия | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Мы объединились на этой выставке не по принципу родства, а по причине схожих интонаций в наших работах, - рассказала Нина Рыжикова. - Хотя творческий стаж Никиты после окончания Академии художеств - три года, а мой - 30 лет... Нас интересуют радостные моменты бытия. У него больше мужских сюжетов, у меня размышлений о красоте повседневной жизни, о мелочах, которые мы не замечаем в суете будничных тревог и волнений».

Спрашиваю Рыжикову: сына приучали к мысли, что он должен стать художником, или, наоборот, отговаривали от трудной профессии?

«Если что-то заложено, то не надо идти наперекор генам», - говорит она.

Мать и сын шли в своей карьере след в след: в 6 лет изостудия Эрмитажа, потом средняя школа при Академии художеств и сама академия, где Рыжикова училась у Юрия Непринцева, Никита - у Юрия Калюты...

Главными темами своих картин Никита Могилевцев называет единение человека с природой, воспевание Севера и аллегории современности. Северные сюжеты возникли неожиданно, после поездки с друзьями в горы в Мурманскую область, чтобы покататься на скейтбордах. Спорт и искусство легко уживаются, Могилевцев занимается смешанными единоборствами, и многие его спортивные коллеги не знают, что он художник, да еще академический. По мнению Никиты, в его интересах к экстремальному спорту нет ничего необычного: древнегреческие философы занимались кулачными боями. Есть поговорка «Художника может обидеть каждый». Могилевцев добавляет: «Но некоторые могут и ответить»...

Начинать знакомство с выставкой лучше с произведений Никиты. Его часть построена как диалог графических эскизов к картинам и самих полотен. По выражению художника, рисунок - фиксация замысла, картина - его реализация. В рисунке «Конец осени» изображен крадущийся заядлый охотник в плаще, точно имитирующем лесной пейзаж с последними листьями на деревьях. На картине большого формата автор точно находит колористический акцент - рыжую шляпу охотника под цвет листьев. «Зимняя уха» - мужчина готовится погрузить рыбу в котелок - изображена на рисунке как архаический ритуал. На картине нежная розовая полоса на теле рыбы создает настроение радости бытия.

Из аллегорий современности автор обратил наше внимание на картину «Последние романтики»: два подростка тянут по мелководью модель парусника. Сцена разыгрывается на фоне ЗСД, виадук трассы оказывается выше облаков...

Среди повседневностей Нины Рыжиковой запоминаются «Новое платье» (бабушка дошивает на внучке обновку) и «Кулинарное настроение»: чтобы сварить овощной суп, девушка тщательно сверяется с рецептом, переписанным от руки из умной книги.

#Нина Рыжикова #Никита Могилевцев #выставвка

Комментарии