Свет и тени минувшего

В Мраморном дворце Русский музей открыл выставку историко-художественной фотографии. Это третья по счету фотобиеннале музея.

Свет и тени минувшего  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Первая состоялась в 2011 году, она представила снимки из крупнейших собраний Москвы и Петербурга. Затем к проекту присоединились провинциальные музеи, архивы и частные коллекционеры. Как рассказывает заведующая сектором фотографии Русского музея Светлана Зинченко, нынешняя фотобиеннале отличается от предыдущих прежде всего составом участников. Это девять российских музеев и две частные коллекции.

Выставка – две с половиной сотни снимков – охватывает время существования фотографии с 1860-х по 1940-е годы.

Специалистам, безусловно, интересна уникальная коллекция фотографий и негативов на стекле, выполненных в 1920 – 1950-х годах искусствоведами братьями Леонтьевыми. Многолетний проект посвящен художнику Борисову-Мусатову. Фотографы выбирали для съемки места, близкие композициям его картин, готовые негативы ретушировали, убирая приметы нового быта. На фотографиях угадываются мотивы известных полотен художника.

Открытием биеннале с художественной точки зрения стали снимки из частного собрания Артема Классена. Он открыл имя фотографа 1920 – 1930-х годов Вячеслава Коваленко. Мастер авангардного направления работал недолго, но его фотографические опыты впечатляют. Он учился у Козинцева, занимался сценографией, работал в театре. Коваленко оставил много оригинальных автопортретов, групповых снимков, театральных зарисовок в особой манере, с необычными ракурсами и игрой теней.

Выставка строится хронологически, в то же время – по музейным собраниям. Материал разнообразный, есть камерные, семейные фотографии. Из коллекции музея-усадьбы «Приютино» – снимки семьи Олениных, оставившей след в истории культуры и образования нашей страны.

Альбомы «Орошение голодной степи» Псковского музея-заповедника – рассказ о создании ирригационных сооружений 1913 года в Туркестане. Солончаковую безжизненную пустыню осваивали с помощью передовых по тому времени инженерных проектов.

Привлекают внимание и снимки из коллекции нижегородского Русского музея фотографии. Это работы известного фотохудожника Максима Дмитриева из альбома «Нижегородская ярмарка», сделанные на рубеже ХIХ – ХХ веков.

Историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск» Татарстана показал виды уникального города-крепости, основанного Иваном Грозным в 1551 году недалеко от Казани. В XVI веке там строили монастыри, в советское время на острове находилась тюрьма и другие исправительные учреждения. Столетней давности снимки представляют церковную архитектуру.

Интересные фотографии приехали из Череповца. Местное музейное объединение публикует снимки из семейного архива Верещагиных. Это портреты художника-баталиста с его автографами, снимки его подмосковного дома, интерьеры мастерской.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5651) от 29.02.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?