Свет без света
Пронзительная выставка «Александр Забрин. Вспоминая Владимира Яковлева...» открывается сегодня в Музейно-выставочном центре РОСФОТО. Она призвана познакомить молодого петербургского зрителя с гениальным художником-самоучкой, русским экспрессионистом, через небольшую подборку его рисунков, две серии фотографий и серию фотоколлажей Александра Забрина.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Биография Яковлева (1934 - 1998) укладывается в несколько строк. Уроженец Балахны, в юности он работал курьером в столичном издательстве «Искусство». В 1960-е годы стал одним из лидеров неофициального русского искусства того времени. Из-за проблем со здоровьем почти полностью потерял зрение и провел последние годы жизни в психоневрологическом интернате. Но постоянно рисовал, оставив много работ, которые рассеяны, немногое - по крупным музеям, основное - по престижным частным коллекциям по всему миру.
По этой причине выставки Яковлева - большая редкость. В Петербурге несколько его произведений показывались в проекте «Другое искусство. 1956 - 1976» в Русском музее 25 лет назад.
В РОСФОТО представлено более 50 графических произведений художника, созданных в 1970 - 1990-е годы, а также две его скульптуры из цветного пластилина. Они любезно предоставлены Натальей Шмельковой, опекавшей Яковлева в последние годы его жизни в интернате. Это знаменитые цветы, а также портреты, напоминающие рисунки русских супрематистов. На обороте одного из рисунков художник начертал: «...В мире таких два великих человека - глухой Бетховен и слепой Яковлев».
Фотограф Александр Забрин познакомился с Яковлевым в декабре 1990 года, когда выставка «Другое искусство» открылась в Третьяковской галерее. Кстати, яковлевский «Цветок» 1968 года напечатан на обложке каталога, в котором собраны произведения нескольких сотен художников.
Тогда была сделана одна серия снимков, в том числе в туалете, куда Яковлев выбегал курить, несмотря на строгие музейные запреты. Забрин вспоминает, что после первого кадра сломалась, казалось бы, вечная пленочная камера. К счастью, среди вернисажной публики нашелся знакомый реставратор, который одолжил свой фотоаппарат. Позже Забрин навещал художника в больнице, там была сделана еще одна серия снимков. В РОСФОТО показано 60 фотографий.
В 2004 году к 70-летию со дня рождения Яковлева фотограф создал художественный проект «Посвящение» из 25 коллажей. Как рассказал Забрин «СПб ведомостям», каждое изображение получено за счет совмещения (без применения обработки) в цифровой камере двух снимков в одном кадре. Первый - один из фотопортретов Яковлева, сделанных Забриным, второй - произведение художника, будь то портрет или цветок, переснятое из книг и каталогов. От такого совмещения печальное лицо Яковлева становится трагичным.
Комментарии