Суворов в Крыму
В Музее Суворова открылась выставка, посвященная русским страницам истории Крыма XVIII – XX веков. На ней обозначены вехи ключевых событий, и некоторые из них мало известны широкой публике. К примеру, роль Суворова в крымских делах...

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
– Три века Крымское ханство являлось важнейшим рычагом влияния Османской империи, позволяющим ей контролировать обширные пространства юго-восточной Европы, – говорит один из авторов концепции выставки научный сотрудник музея Сергей Григорьев. – Поддерживая Крым, турки решали тогда свою основную задачу в регионе – не допустить выхода России к Черному морю.
Судьба Крыма решилась в ходе Русско-турецкой войны 1768 – 1774 годов. Армия под командованием князя Долгорукова вступила в Крым, разбила татарско-турецкие войска и заняла полуостров. За это князь получил почетное «проименование» – Крымский. Но полуостров тогда не вошел в состав России. Турки признали Крым как самостоятельное государство, а России нужен был такой правитель на бахчисарайском престоле, который обеспечил бы действительную независимость этого образования от Османской империи.
– И вот тут ключевую роль сыграл Суворов – тогда еще генерал-поручик. Его деятельность в Крыму до сих пор остается «белым пятном» в биографии великого полководца, даже в основной экспозиции нашего музея об этом говорится крайне мало, – рассказал Григорьев.
Между тем именно эти несколько лет, с 1777-го по 1779 год, когда Суворов служил на полуострове, стали ключевыми для исторической судьбы крымско-татарской государственности. Полководец избежал боевых столкновений и сумел обеспечить мирный переход власти, без пролития крови, от прежнего хана к российскому ставленнику Шахин-Гераю.
– В 1778 году Суворову удалось выдавить османскую эскадру из Ахтиярской бухты, где турки держали плацдарм, защитить полуостров от высадки десанта, – поясняет Григорьев. – Одновременно он по поручению Потемкина осуществил масштабную операцию по переселению христиан – греков и армян – из Крыма в Новороссию.
Как рассказал замдиректора музея Александр Лукирский, на выставке можно узнать и о том, что из греков, оставшихся в Крыму, были сформированы части русской армии для гарнизонной службы на полуострове. А крымские татары были впоследствии удостоены особой чести: во времена Николая I был сформирован Крымско-татарский эскадрон императорской гвардии. Существовал еще и Крымский конный полк, сформированный из местных татар. Кстати, он отличался особой преданностью Николаю II. Офицеры именно этого полка пытались в 1918 году спасти последнего российского императора...
Всего же на выставке – 79 уникальных предметов обмундирования, а также медали, знаки отличия, оружие. Немало реликвий связаны с Крымской войной (в прежние времена она именовалась Восточной) и Великой Отечественной, когда за полуостров развернулась ожесточенная битва. Причем представлены артефакты как Красной армии, так и вермахта. Армия под командованием Манштейна, взявшая Севастополь в июле 1942 года, была затем переброшена под Ленинград, чтобы принять участие в его новом штурме, но завязла в болотах под Синявином... И, конечно же, заканчивается выставка артефактами, повествующими о событиях последних лет, связанных с Крымом.
КСТАТИ
На открытии выставки была представлена только что увидевшая свет книга Сергея Григорьева «...Кафир весьма крутого нрава»: А. В. Суворов и Крымское ханство (1771 – 1779)». Речь в ней идет о периоде независимого Крыма и службе Суворова на полуострове, когда он проявил себя с новой стороны – как военный администратор, дипломат и политик. Эти годы, по мнению автора, стали определяющими для дальнейшей карьеры полководца.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5612) от 23.12.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии