Супруги Дяченко пишут вместе и не ссорятся

Писатели-фантасты России и бывших союзных республик отметили майские праздники традиционной конференцией, в которой также принимали участие издатели, литературные агенты и просто любители научной фантастики и фэнтези.
В Петербурге собрались около 150 человек, среди которых были такие известные писатели, как Борис Стругацкий, Сергей Лукьяненко и Вячеслав Рыбаков, критики Василий Владимирский, Андрей Синицын и Дмитрий Байкалов, и многие другие.
Как всегда, в рамках конференции было проведено несколько рабочих семинаров: участники беседовали на различные творческие темы, делали обзоры современной фантастики, обсуждали проблемы издания новых книг. После семинаров состоялось вручение премий «Бронзовая улитка», «Интерпресскон» и «Русская фантастика». Завершился съезд фантастов еще одним традиционным мероприятием — «пикником на обочине», а точнее, на берегу Финского залива.
На конференции присутствовали и известные фантасты из Киева супруги Марина и Сергей ДЯЧЕНКО, знаменитые тем, что являются единственной семейной парой, пишущей фантастику вместе и дополняющей друг друга во всем. В этот раз они получили сразу две премии за свой последний роман «Долина совести» — и «Русскую фантастику», и «Бронзовую улитку».
А в прошлом году они едва не стали обладателями еще одной престижной фантастической награды — премии братьев Стругацких за роман «Армагеддом» о конце света, который случается на Земле каждые двадцать лет.
Об этом предпоследнем романе Дяченко на конференции вспоминали почти так же часто, как и о «Долине совести». С писателями беседовала журналист Татьяна АЛЕКСЕЕВА.

Супруги Дяченко пишут вместе и не ссорятся |

— Конец света — одна из любимых тем у фантастов-пессимистов, но у них он случается только один раз. Вы превзошли всех — в вашей книге конец света повторяется. Откуда такие мрачные мысли?

Марина:

— Как раз наоборот, я считаю, что «Армагед-дом» — наша самая оптимистичная книга. Раз конец света повторяется, значит, людям удается его преодолеть и жить дальше. И они верят, что смогут пережить и следующие концы света, а в промежутках между ними они стараются жить счастливо. Оптимизм чувствуется в разных мелочах, в разговорах персонажей.

Сергей:

— Конечно, и в этом романе, и в «Долине совести» есть пессимистические нотки. У людей вообще обычно меняется настроение, даже самый убежденный оптимист может иногда загрустить. А писатели – тоже люди, так что бывает, у какого-нибудь автора сначала все мрачно, а потом вдруг жизнь прекрасна, или наоборот. Причем такие переходы можно встретить в одном и том же произведении. У нас с Мариной это тоже бывает. Хотя в целом у нас такое разделение: я оптимист, а она — реалист, ближе к пессимизму.

— Кем вы стали сначала — мужем и женой или соавторами?

Сергей:

— Я, я об этом расскажу! Дело было так: я тогда еще только начинал ухаживать за Мариной и совершенно не знал, о чем с ней разговаривать, — она ведь намного меня моложе. И вот как-то гуляем мы по улице и она меня спрашивает, читал ли я книгу «Властелин колец» Толкиена? «Нет, — говорю, — не читал». Она вздыхает: «Жаль, ну а Урсулу ле Гуин знаешь?» «Нет, — отвечаю, — никогда про такую не слышал». Вижу, глаза у нее уже не блестят, смотрит она на меня как на конченого человека. Все пропало! И тут она задает еще вопрос: «По крайней мере о братьях Стругацких ты что-нибудь слышал?» Я от радости чуть не подпрыгнул: «Конечно! — кричу. — Это мои самые любимые писатели!» У Марины опять глаза загорелись, и весь вечер мы обсуждали романы Стругацких, спорили, чуть ли не целые страницы на память цитировали. Позже я реабилитировался окончательно — прочитал и Толкиена, и ле Гуин, и другие романы-фэнтези. А уже после этого мы попробовали сами сочинять фантастические рассказы и повести.

— И что вам все-таки ближе — фэнтези или научная фантастика?

Сергей:

— Я, конечно, предпочитаю научную — в мое время фэнтези вообще не было. Кроме Стругацких очень люблю Станислава Лема и Роберта Шекли. Марине ближе фэнтези — мистика, магия и все такое, но к фантастической классике я ее тоже приучил. Мы вообще сильно друг на друга влияем — и в том, что читать, и в том, как повернуть сюжет, когда сами сочиняем.

— О вашем дуэте ходят легенды. Рассказывают, что, когда вы пишете, у вас никогда не возникает разногласий. Как вам удается сочинять вместе и не спорить о том, как повернуть сюжет?

Марина:

— Разногласия у нас действительно бывают очень редко, и не только, когда мы пишем, но и в других, более прозаических, вопросах. Найти общий язык на самом деле нетрудно: если один из нас предлагает как-то изменить сюжет, другой чаще всего не возражает — по принципу «Почему бы и нет?». Правда, из-за этого наш первоначальный замысел почти всегда в процессе работы здорово меняется. Бывает, заканчиваем книгу и не можем вспомнить, а как мы хотели ее закончить раньше, когда еще только собирались писать? Хотя, конечно, совсем без споров прожить невозможно — иногда случается, что каждый из нас предлагает свою версию и начинает на ней настаивать. Тогда приходится идти на компромисс — оставляем кое-что от моей идеи, кое-что от предложения Сергея и смотрим, что из этого получится. Единственное, что мы стараемся сохранить, несмотря на все переделки, — это стремление дать читателю надежду, что все рано или поздно будет хорошо.

— Вы действительно так думаете или просто пытаетесь успокоить своих читателей? Ведь в реальной жизни счастливый конец бывает не слишком часто...

Сергей:

— Как вам сказать... Разумеется, бывает всякое, но все-таки я считаю, что будущее всегда лучше прошлого. Раньше, например, хорошие книги нередко приходилось доставать из-под полы, тайком перепечатывать самиздатовскую литературу, самостоятельно переводить иностранных фантастов. А сейчас тех же Стругацких можно читать совершенно спокойно, каждый может себе это позволить. Хотя были и такие, кто от той подпольной деятельности получал удовольствие и теперь жалеет о «романтических» временах. Так и другие современные проблемы когда-нибудь обязательно разрешатся. По крайней мере я, как и полагается фантасту-оптимисту, в этом не сомневаюсь.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 88 (2718) от 15.05.2002 года. 

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.