Сундук Федора Волкова. Петербургской театральной библиотеке 265 лет

За время пандемии журналисты уже привыкли к пресс-конференциям, которые проводятся онлайн. Но по случаю 265-летия Санкт-Петербургской театральной библиотеки решено было собраться «вживую» в знаменитом Зале русской драмы, похожем на декорации из «Гарри Поттера»: дубовые шкафы, чугунная винтовая лесенка, ведущая на галерею, с золотыми лирами в лавровых венках на решетке.

Сундук Федора Волкова. Петербургской театральной библиотеке 265 лет | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

И аромат старых книг, смешанный с запахом духов прекрасных сотрудниц библиотеки. Многие работают здесь несколько десятков лет. Одна из старейших сотрудниц – Марина Цаповецкая, заведующая отделом редкой книги, рукописных, архивных и изобразительных материалов.

Она рассказала, что библиотека началась с сундука Федора Волкова, создателя первого профессионального русского театра. В сундуке актеры хранили пьесы.

А сейчас бесценные книги трудами сотрудников обретают виртуальных двойников – идет работа над оцифровкой библиотечного фонда.

Например, оцифровывают книги из личной библиотеки актрисы Марии Савиной. В ней есть книги с дарственными надписями Тургенева, Ивана Гончарова, великого князя Константина Константиновича. Это совместный проект с Президентской библиотекой.

Надев белые перчатки, Марина Цаповецкая показала нам несколько раритетов.

Один из них – «Оркезография, или Трактат о танце в форме диалога, с помощью которого каждый может легко изучить благородное искусство танца и практиковаться в нем, написанный Туано Арбо, жителем Лангра». Датируется 1588 годом.

Бесценное издание – «Школа жен» Мольера из библиотеки князя А. Лобанова-Ростовского. Из его же собрания происходит рукопись пьесы Ле Блана «Альбер I, или Аделина», преподнесенная автором французской королеве Марии-Антуанетте.

Самое сильное впечатление произвела рукопись Чехова – переписанный им собственноручно экземпляр пьесы «Свадьба». Много шуток существует по поводу почерка врачей. Неизвестно, легко ли было разобрать рецепты на лекарства, выписываемые доктором Чеховым. Но «Свадьба» написана аккуратно – мелким бисерным почерком, буковка к буковке.

Всего в Театральной библиотеке – 600 тысяч экземпляров. И это не только рукописи и книги, но и богатейшее собрание театральных эскизов.

Часть из них можно будет увидеть на выставке «Храним и приумножаем», которая откроется сегодня. Вы увидите 62 эскиза из 400, приобретенных библиотекой за последние десять лет. Это работы 24 художников, в том числе Эдуарда Кочергина, Завена Аршакуни, Ирины Чередниковой, Эмиля Капелюша...

Для журналистов небольшую экскурсию провела заведующая сектором изобразительных материалов отдела редкой книги Театральной библиотеки Ирина Хатко.

Эти эскизы Владимир Степанов сделал для спектакля по пьесе Горького «Варвары», который поставил в 1959 году Георгий Товстоногов. В рисунках костюмов для Надежды Монаховой и Егора Черкуна легко угадываются исполнители этих ролей – Татьяна Доронина и Павел Луспекаев.

В «Варварах» Доронина дебютировала в БДТ. Она подробно пишет о спектакле в своей книге «Дневник актрисы». Из текста можно понять, какое значение для нее имели платья, придуманные Степановым для Надежды Монаховой, как помогали создать образ.

На праздничную пресс-конференцию пришел главный режиссер театра «На Литейном» Сергей Морозов. «Петербург построен на островах, – сказал он. – И Театральная библиотека стала еще одним островом, где ты найдешь свое место и погрузишься в тот мир, который тебе дорог».

В социальных сетях библиотеки в юбилейный год почти ежедневно публикуются материалы проекта «Театральный календарь – 265». Я выбрала наугад – пост от 15 сентября, посвященный 96-летию со дня рождения народного артиста СССР Кирилла Юрьевича Лаврова. Процитирую небольшой фрагмент:

«Несмотря на невероятную занятость, Кирилл Юрьевич все-таки находил время к нам заглянуть... В 1990 году над Театральной библиотекой нависли тучи. Казалось, выхода нет, разве что случится чудо. Александр Аркадьевич Белинский, бывавший у нас почти ежедневно и полностью владевший ситуацией, рассудил так: «В масштабах города проблему не решить. Помочь может только Кира...». И чудо случилось. При поддержке Николая Губенко – в тот период министра культуры СССР – Кирилл Юрьевич буквально своими руками развел эти грозные тучи над нашим домом. Библиотека продолжала жить...».


#библиотека #создание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7016) от 24.09.2021 под заголовком «Библиотека вышла из сундука».


Комментарии