Судный день в английской оперетте

Премьера Театра музыкальной комедии «Кокс и Бокс в суде» в постановке молодого Сергея Пантыкина, названная «вечером британской оперетты» и показанная на Малой сцене, впервые познакомила петербургскую публику с музыкой английского классика Артура Салливана.

Судный день в английской оперетте | В суде может быть весело, утверждают авторы спектакля. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

В суде может быть весело, утверждают авторы спектакля. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

В Театре музкомедии сегодня собирается живая энциклопедия оперетты, а потому можно выбирать: отводить ли душу и смеяться по-французски, по-венгерски, по-австро-немецки, по-русски... С появлением «Кокса и Бокса в суде» возникла редкая возможность оценить еще и тонкий английский юмор.

Имена композитора Артура Салливана и драматурга Уильяма Гилберта широкому слушателю неизвестны. Между тем за ними скрывается уникальный мирок - жанровая «островная» разновидность оперетты, развивавшейся своим уникальным путем. В связи с именами Гилберта и Салливана существует феномен «Савой-оперы», своим названием обязанный Театру Савой в Лондоне, где творили два этих автора. Достаточно двухчасового опыта слушания «Кокса и Бокса», чтобы без труда понять близость родства английской оперетты и стиля Жака Оффенбаха, но в очень индивидуальном преломлении.

«Кокс и Бокс в суде» - название, сочиненное не Гилбертом и Салливаном, а отцом и сыном Пантыкиными - композитором Александром и режиссером Сергеем. Они соединили в своем сценарии две комические оперы - «Кокс и Бокс, или Давно разлученные братья» и «Раддигор», о чем сообщили в программке. Они сочинили новую пьесу, соединив оригиналы так, чтобы соблюсти баланс новизны с опереточными и водевильными мотивами, вызывающими радость узнавания и полными необходимых глупостей.

Начался «вечер британской оперетты» буквально за упокой - со сцены похорон. Молодая вдовушка Анна-Пенелопа прикидывалась убитой горем. Однако покойнику почему-то не лежалось спокойно: то ерзать в гробу начинал, то руку вскидывал, а то и вовсе выпрямился, распугав собрание плакальщиков. Погруженной в траур вдове пришлось срочно утрамбовывать восставшего. А восстал он не зря, зная ветреный нрав женушки, которая обрадовалась сумме в завещании и открывшейся возможности соединить свою судьбу с газетчиком Джоном Боксом.

В следующей картине на первый план вышла история недоразумения - заселения Бокса и шляпника Кокса в одну комнату, которую им сдал предприимчивый сержант в отставке, решив, что один работает ночью, а другой - днем. Дело чуть было не кончилось скандалом, пока эти двое не решили подать на Анну-Пенелопу в суд за то, что та подпортила жизни многим мужчинам...

Так, улавливая нить сюжета и прислушиваясь к неизвестной и очень заводной музыке, можно провести половину «вечера оперетты». А потом настает черед сцены в суде, где случилось все основное, в том числе и прорыв в режиссуре. Молодой режиссер сначала разминался, а когда дело стало двигаться в сторону финала, он вдруг словно опомнился, резко включив воображение.

Как только появился адвокат Кокса и Бокса в исполнении Романа Вокуева с его остроумной гротескной пластикой, хлестким словом, системой значимых жестов, так все сразу заиграло другими красками и смыслами: появился стиль. Тут же возник и «хор судейских молотков», выстроились и правильные танцы (Надежда Калинина), превратив зал суда в пространство для здорового смеха. Правда, и в этой сцене перец и специи не везде были распределены в требующихся дозах, но режиссерами, как и поварами высокой кухни, становятся не сразу. Сергей Пантыкин показал себя как немало обещающий.

Музыка же Салливана весь вечер вела с архивом памяти слушателей свою игру, напоминая интеллектуальный капустник. Этот жанр с удовольствием поддержал дирижер Андрей Алексеев. Все началось с траурного марша в духе последней картины «Травиаты» Верди, продолжилось хором цветочниц, встречавшихся в операх через одну, по пути мерцали ритмы волнующейся Эвридики из оперы Глюка, секстета из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти...

Музыка оперетты настояна на мотивах европейской оперы XIX века. Пикантная песенка о барабане из уст отставного сержанта Баунсера взяла за основу знаменитый хор «Ратаплан» из «Силы судьбы» Верди. Легкий английский колорит придавали отсылки к балладам, а также аллюзии на ораториальный стиль Генделя в кантате «Суд присяжных».

Ближе к финалу понеслись ритмомелодические фигуры из «Сказок Гофмана» Оффенбаха вперемешку с ритмами салонных танцев викторианского Лондона. Душноватый аромат старой Англии корректно поддержал и художник Сергей Новиков в сценографии и костюмах.

Все это английское балагурство пришлось по вкусу молодым артистам Театра музыкальной комедии. Режиссер проявил вкус в выборе солистов как на первые, так и на вторые роли, хотя на Малой сцене не было ощущения второстепенных партий. Все выводили свои линии на первый план в многофигурном ансамбле.

Дебютантке премьеры сопрано Виктории Мун не хватило артистического разнообразия, зато отлично была решена вокальная сторона, требовавшая оперной основательности. И Кокс у мастеровитого Олега Коржа, и Бокс у дебютанта Даниила Соколова умело пользовались карикатурными штрихами. Сержант Баунсер в исполнении бравого усача Алексея Штыкова и вовсе покорил публику, вызвав к тому же ассоциации с обожаемой кинокомедией из английской жизни - «Здравствуйте, я ваша тетя!».

#«Кокс и Бокс в суде» #Пантыкин #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...