Судный день в английской оперетте

Премьера Театра музыкальной комедии «Кокс и Бокс в суде» в постановке молодого Сергея Пантыкина, названная «вечером британской оперетты» и показанная на Малой сцене, впервые познакомила петербургскую публику с музыкой английского классика Артура Салливана.

Судный день в английской оперетте | В суде может быть весело, утверждают авторы спектакля. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

В суде может быть весело, утверждают авторы спектакля. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

В Театре музкомедии сегодня собирается живая энциклопедия оперетты, а потому можно выбирать: отводить ли душу и смеяться по-французски, по-венгерски, по-австро-немецки, по-русски... С появлением «Кокса и Бокса в суде» возникла редкая возможность оценить еще и тонкий английский юмор.

Имена композитора Артура Салливана и драматурга Уильяма Гилберта широкому слушателю неизвестны. Между тем за ними скрывается уникальный мирок - жанровая «островная» разновидность оперетты, развивавшейся своим уникальным путем. В связи с именами Гилберта и Салливана существует феномен «Савой-оперы», своим названием обязанный Театру Савой в Лондоне, где творили два этих автора. Достаточно двухчасового опыта слушания «Кокса и Бокса», чтобы без труда понять близость родства английской оперетты и стиля Жака Оффенбаха, но в очень индивидуальном преломлении.

«Кокс и Бокс в суде» - название, сочиненное не Гилбертом и Салливаном, а отцом и сыном Пантыкиными - композитором Александром и режиссером Сергеем. Они соединили в своем сценарии две комические оперы - «Кокс и Бокс, или Давно разлученные братья» и «Раддигор», о чем сообщили в программке. Они сочинили новую пьесу, соединив оригиналы так, чтобы соблюсти баланс новизны с опереточными и водевильными мотивами, вызывающими радость узнавания и полными необходимых глупостей.

Начался «вечер британской оперетты» буквально за упокой - со сцены похорон. Молодая вдовушка Анна-Пенелопа прикидывалась убитой горем. Однако покойнику почему-то не лежалось спокойно: то ерзать в гробу начинал, то руку вскидывал, а то и вовсе выпрямился, распугав собрание плакальщиков. Погруженной в траур вдове пришлось срочно утрамбовывать восставшего. А восстал он не зря, зная ветреный нрав женушки, которая обрадовалась сумме в завещании и открывшейся возможности соединить свою судьбу с газетчиком Джоном Боксом.

В следующей картине на первый план вышла история недоразумения - заселения Бокса и шляпника Кокса в одну комнату, которую им сдал предприимчивый сержант в отставке, решив, что один работает ночью, а другой - днем. Дело чуть было не кончилось скандалом, пока эти двое не решили подать на Анну-Пенелопу в суд за то, что та подпортила жизни многим мужчинам...

Так, улавливая нить сюжета и прислушиваясь к неизвестной и очень заводной музыке, можно провести половину «вечера оперетты». А потом настает черед сцены в суде, где случилось все основное, в том числе и прорыв в режиссуре. Молодой режиссер сначала разминался, а когда дело стало двигаться в сторону финала, он вдруг словно опомнился, резко включив воображение.

Как только появился адвокат Кокса и Бокса в исполнении Романа Вокуева с его остроумной гротескной пластикой, хлестким словом, системой значимых жестов, так все сразу заиграло другими красками и смыслами: появился стиль. Тут же возник и «хор судейских молотков», выстроились и правильные танцы (Надежда Калинина), превратив зал суда в пространство для здорового смеха. Правда, и в этой сцене перец и специи не везде были распределены в требующихся дозах, но режиссерами, как и поварами высокой кухни, становятся не сразу. Сергей Пантыкин показал себя как немало обещающий.

Музыка же Салливана весь вечер вела с архивом памяти слушателей свою игру, напоминая интеллектуальный капустник. Этот жанр с удовольствием поддержал дирижер Андрей Алексеев. Все началось с траурного марша в духе последней картины «Травиаты» Верди, продолжилось хором цветочниц, встречавшихся в операх через одну, по пути мерцали ритмы волнующейся Эвридики из оперы Глюка, секстета из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти...

Музыка оперетты настояна на мотивах европейской оперы XIX века. Пикантная песенка о барабане из уст отставного сержанта Баунсера взяла за основу знаменитый хор «Ратаплан» из «Силы судьбы» Верди. Легкий английский колорит придавали отсылки к балладам, а также аллюзии на ораториальный стиль Генделя в кантате «Суд присяжных».

Ближе к финалу понеслись ритмомелодические фигуры из «Сказок Гофмана» Оффенбаха вперемешку с ритмами салонных танцев викторианского Лондона. Душноватый аромат старой Англии корректно поддержал и художник Сергей Новиков в сценографии и костюмах.

Все это английское балагурство пришлось по вкусу молодым артистам Театра музыкальной комедии. Режиссер проявил вкус в выборе солистов как на первые, так и на вторые роли, хотя на Малой сцене не было ощущения второстепенных партий. Все выводили свои линии на первый план в многофигурном ансамбле.

Дебютантке премьеры сопрано Виктории Мун не хватило артистического разнообразия, зато отлично была решена вокальная сторона, требовавшая оперной основательности. И Кокс у мастеровитого Олега Коржа, и Бокс у дебютанта Даниила Соколова умело пользовались карикатурными штрихами. Сержант Баунсер в исполнении бравого усача Алексея Штыкова и вовсе покорил публику, вызвав к тому же ассоциации с обожаемой кинокомедией из английской жизни - «Здравствуйте, я ваша тетя!».

#«Кокс и Бокс в суде» #Пантыкин #премьера

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.