Суд Каррераса

На Новой сцене Мариинского театра впервые выступил легендарный испанский тенор Хосе Каррерас, исполнив заглавную партию в российской премьере оперы «Судья» Кристиана Колоновица.

Суд Каррераса | Благодаря этой опере Хосе Каррерас вернулся на театральные подмостки.<br>Фото Наташи РАЗИНОЙ/Предоставлено пресс-службой театра

Благодаря этой опере Хосе Каррерас вернулся на театральные подмостки.
Фото Наташи РАЗИНОЙ/Предоставлено пресс-службой театра

Свое выступление всемирно известный тенор посвятил великой Елене Образцовой, с которой неоднократно выходил на лучшие оперные сцены. На блицвстрече с российскими журналистами за день до спектакля в перерыве репетиции Каррерас рассказал о Елене Васильевне: «Она всегда была полна жизни. Все мы долго будем ее помнить». 68-летний певец в свое время чуть не погиб от страшного недуга – лейкемии, от которой его спасали всем миром и спасли. Переживала за него тогда и Елена Васильевна, которой суждено было умереть от рака крови.

Поэтому слушать «Судью» поначалу было очень непросто, несмотря на более чем доступный «мюзиклоподобный» формат: в голове билась мысль о неисповедимости судьбы. Но и сюжет оперы был отнюдь не легок. Автор либретто Ангелика Месснер в бойкой, местами почти злободневно-журналистской форме попыталась изложить историю времен франкистской диктатуры. Точнее, историю коллективной рефлексии по этому поводу, всколыхнувшей испанское общество в конце 1990-х.

Второе название оперы – «Пропавшие дети». Речь в ней идет, главным образом, о детях репрессированных республиканцев, которых после расстрела родителей отправляли на «перевоспитание» в церкви. Главный герой оперы – судья Федерико Рибас, воспитанный в монастыре, должен поднять церковные архивы, которые могли бы открыть правду и его происхождения. Как бы навстречу его поискам движется его потерянный младший брат – бард Альберто Гарсия. Поиск завершается в финале, когда Альберто гибнет от пули Моралеса, лидера ультраправых.

Режиссер Эмилио Саги вместе с художником-сценографом Даниэлем Бьянко поместили действие в мрачные зарешеченные стены, которые становились то монастырем, то тюрьмой, то архивом – местами парадоксально схожими своими функциями – сохранять и изолировать.

Хосе Каррерас сказал, что чувствовал причастность к этой истории, поскольку ему пришлось жить в то время. Поразительно, но благодаря именно этой опере он вернулся на театральные подмостки спустя восемь лет, на протяжении которых выступал лишь с концертами. Австрийский композитор Кристиан Колоновиц рассказал, что певец попросил его написать для него оперу, и он сразу понял, что это должна быть опера на испанский сюжет. Колоновица (в котором от отца течет хорватская, а от матери – венгерская кровь) знают как универсального музыканта, который сотрудничал с мегазвездными группами Boney M., Eruption, Scorpions, Tiger Lillies. В ритмах «Судьи» Колоновиц показал себя, скорее, мюзикловым, чем оперным композитором, хотя формально все признаки соответствия высокому жанру были налицо. Драматургия кульминаций тоже была выстроена грамотно, хотя их утрированность подчас приближала эту «оперу» к пародии на нее. Близость к мюзиклу с его расчетливыми матрицами как-то не давала возможности прослезиться, несмотря на присутствие трогательной детской темы, поддержанной сценами с демонстрацией пропавших детей. Колоновиц признался, что обсуждал с Каррерасом музыкальный материал «Судьи», а потому во множестве мелодий угадывались очертания стиля главным образом Пуччини – от «Тоски» до «Турандот».

Мировая премьера оперы состоялась в апреле минувшего года в Бильбао. В постановке в Мариинском были задействованы российские и зарубежные исполнители. Оркестром и хором Мариинского театра дирижировал Давид Хименез. Партию злодея Моралеса исполнил итальянский бас Карло Коломбара, которого петербургские слушатели знают по выступлениям на разных фестивалях. Журналистку Паулу спела сопрано Глэдис Росси, а Настоятельницу монастыря, раскаивающуюся в своих прегрешениях, – меццо-сопрано Ана Ибарра. В партии оператора Пако выступил наш баритон Андрей Спехов, а младшего брата судьи спел тенор Станислав Леонтьев, который отныне смело может писать в своей биографии, что выступал на одной сцене с Хосе Каррерасом.

Главный объект внимания – легендарный тенор был в очень неплохой форме, если учитывать его возраст. Никуда не исчезла его фирменная стать оперного героя, отточенность интонаций, отменная фокусировка звука – словом, джентльменский набор настоящего оперного тенора, даже притом что немалая часть партии была написана в более удобной ему сейчас почти баритоновой тесситуре. А потому и шквал оваций достался ему не за былые, а за вполне сегодняшние, настоящие заслуги.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (5384) от 26.01.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.