Суд Каррераса

На Новой сцене Мариинского театра впервые выступил легендарный испанский тенор Хосе Каррерас, исполнив заглавную партию в российской премьере оперы «Судья» Кристиана Колоновица.

Суд Каррераса | Благодаря этой опере Хосе Каррерас вернулся на театральные подмостки.<br>Фото Наташи РАЗИНОЙ/Предоставлено пресс-службой театра

Благодаря этой опере Хосе Каррерас вернулся на театральные подмостки.
Фото Наташи РАЗИНОЙ/Предоставлено пресс-службой театра

Свое выступление всемирно известный тенор посвятил великой Елене Образцовой, с которой неоднократно выходил на лучшие оперные сцены. На блицвстрече с российскими журналистами за день до спектакля в перерыве репетиции Каррерас рассказал о Елене Васильевне: «Она всегда была полна жизни. Все мы долго будем ее помнить». 68-летний певец в свое время чуть не погиб от страшного недуга – лейкемии, от которой его спасали всем миром и спасли. Переживала за него тогда и Елена Васильевна, которой суждено было умереть от рака крови.

Поэтому слушать «Судью» поначалу было очень непросто, несмотря на более чем доступный «мюзиклоподобный» формат: в голове билась мысль о неисповедимости судьбы. Но и сюжет оперы был отнюдь не легок. Автор либретто Ангелика Месснер в бойкой, местами почти злободневно-журналистской форме попыталась изложить историю времен франкистской диктатуры. Точнее, историю коллективной рефлексии по этому поводу, всколыхнувшей испанское общество в конце 1990-х.

Второе название оперы – «Пропавшие дети». Речь в ней идет, главным образом, о детях репрессированных республиканцев, которых после расстрела родителей отправляли на «перевоспитание» в церкви. Главный герой оперы – судья Федерико Рибас, воспитанный в монастыре, должен поднять церковные архивы, которые могли бы открыть правду и его происхождения. Как бы навстречу его поискам движется его потерянный младший брат – бард Альберто Гарсия. Поиск завершается в финале, когда Альберто гибнет от пули Моралеса, лидера ультраправых.

Режиссер Эмилио Саги вместе с художником-сценографом Даниэлем Бьянко поместили действие в мрачные зарешеченные стены, которые становились то монастырем, то тюрьмой, то архивом – местами парадоксально схожими своими функциями – сохранять и изолировать.

Хосе Каррерас сказал, что чувствовал причастность к этой истории, поскольку ему пришлось жить в то время. Поразительно, но благодаря именно этой опере он вернулся на театральные подмостки спустя восемь лет, на протяжении которых выступал лишь с концертами. Австрийский композитор Кристиан Колоновиц рассказал, что певец попросил его написать для него оперу, и он сразу понял, что это должна быть опера на испанский сюжет. Колоновица (в котором от отца течет хорватская, а от матери – венгерская кровь) знают как универсального музыканта, который сотрудничал с мегазвездными группами Boney M., Eruption, Scorpions, Tiger Lillies. В ритмах «Судьи» Колоновиц показал себя, скорее, мюзикловым, чем оперным композитором, хотя формально все признаки соответствия высокому жанру были налицо. Драматургия кульминаций тоже была выстроена грамотно, хотя их утрированность подчас приближала эту «оперу» к пародии на нее. Близость к мюзиклу с его расчетливыми матрицами как-то не давала возможности прослезиться, несмотря на присутствие трогательной детской темы, поддержанной сценами с демонстрацией пропавших детей. Колоновиц признался, что обсуждал с Каррерасом музыкальный материал «Судьи», а потому во множестве мелодий угадывались очертания стиля главным образом Пуччини – от «Тоски» до «Турандот».

Мировая премьера оперы состоялась в апреле минувшего года в Бильбао. В постановке в Мариинском были задействованы российские и зарубежные исполнители. Оркестром и хором Мариинского театра дирижировал Давид Хименез. Партию злодея Моралеса исполнил итальянский бас Карло Коломбара, которого петербургские слушатели знают по выступлениям на разных фестивалях. Журналистку Паулу спела сопрано Глэдис Росси, а Настоятельницу монастыря, раскаивающуюся в своих прегрешениях, – меццо-сопрано Ана Ибарра. В партии оператора Пако выступил наш баритон Андрей Спехов, а младшего брата судьи спел тенор Станислав Леонтьев, который отныне смело может писать в своей биографии, что выступал на одной сцене с Хосе Каррерасом.

Главный объект внимания – легендарный тенор был в очень неплохой форме, если учитывать его возраст. Никуда не исчезла его фирменная стать оперного героя, отточенность интонаций, отменная фокусировка звука – словом, джентльменский набор настоящего оперного тенора, даже притом что немалая часть партии была написана в более удобной ему сейчас почти баритоновой тесситуре. А потому и шквал оваций достался ему не за былые, а за вполне сегодняшние, настоящие заслуги.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (5384) от 26.01.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...