Субъективно, через объектив

Выставка «Восприятие», традиционно организуемая секцией фотографии Творческого союза художников города каждую весну, собирает, безусловно, наиболее интересных питерских фотомастеров. И всматриваясь в их работы, вдруг понимаешь, что попал в некий сгусток тенденций нашей фотографической жизни.

Субъективно, через объектив | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Хорошая аппаратура сегодня - в руках у каждого желающего. Сделать технически чистый снимок может чуть ли не любой ребенок, и просто красивая картинка - уже не признак мастерства. А мастер - тот, кто реальную жизнь «вывернул наизнанку», преобразовал (а иные скажут - исказил и даже испортил) ее «под себя» при помощи некоего хитро сконструированного «кривого зеркала». Или, если хотите, взглянул на нее из другого измерения. Из своего собственного космоса.

Боюсь пророчить, но, кажется, наступают времена фотографического неофутуризма. По аналогии с тем, что было сто лет назад с русской поэзией. Тогда вдруг выяснилось, что обычные слова себя исчерпали и надобно изъясняться некими «дыр, бул, щил». Все повторяется на другом витке спирали.

Представьте себе, в обиход снова входит... камера-обскура. Да-да, та самая картонка с дырочкой, прародительница современной фотографии. Ну, разумеется, не сама коробка, а ее очень усовершенствованный аналог - аппарат без объектива, на месте которого располагается отверстие диаметром 0,2 мм.

Как такой техникой снимать? На резкость не настроишь, диафрагму не выставишь, никаких эффектов не применишь. «Играть» можно только выдержкой и... искусством выстраивания кадра. Зато изображение получается странноватое, вызывающее у непосвященных законное недоумение: «А как это сделано?»

Камерой такой (а называется она, кстати, пинхол, что в переводе с английского значит «камера, имеющая отверстие») обзавелся председатель указанной фотосекции Сергей Компанийченко. Все три его представленные на выставке работы сняты этой «дырочкой». В том числе знаменитая каменная голова из Сергиевки, уже кажется виденная-перевиденная во всех ракурсах и вдруг явившаяся с новым «выражением лица».

Пинхолом давно и серьезно увлекается Алла Полетаева. Тот, кому повезет с ней пообщаться, будет изумлен возможностями этой старо-новой технологии. Заодно и прикоснется к секретам весьма своеобразной творческой «кухни», и не только пинхольной. Весь фотографический процесс Алла ведет вручную - особым образом составляет растворы, проявляет, закрепляет. И использовать старается старую фотобумагу - если у кого есть, приносите, купит точно.

Еще один фанат процесса - Елена Скибицкая. Снимает так называемым моноклем - это когда в объективе аппарата только одна линза. Привычное нам качество резкости так, понятно, не получить, но у автора - другие задачи. Целая стена (16 штук!) ее черно-белых полуразмытых пейзажей - палитра переживаний: тревога, печаль, просветление...

Кстати, черно-белая тональность - чуть не половина выставки. Никто ни о чем не договаривался, уверяет Компанийченко, так получилось само. А другой питерский мастер Андрей Чежин уверен, что это - именно черта нашего города: строгость, сдержанность, отсутствие лишних деталей...

Выставка работает по адресу: Невский пр., д. 60, до 26 апреля.

#«Восприятие» #выставка #союз художников

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?