Субъективно, через объектив

Выставка «Восприятие», традиционно организуемая секцией фотографии Творческого союза художников города каждую весну, собирает, безусловно, наиболее интересных питерских фотомастеров. И всматриваясь в их работы, вдруг понимаешь, что попал в некий сгусток тенденций нашей фотографической жизни.

Субъективно, через объектив | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Хорошая аппаратура сегодня - в руках у каждого желающего. Сделать технически чистый снимок может чуть ли не любой ребенок, и просто красивая картинка - уже не признак мастерства. А мастер - тот, кто реальную жизнь «вывернул наизнанку», преобразовал (а иные скажут - исказил и даже испортил) ее «под себя» при помощи некоего хитро сконструированного «кривого зеркала». Или, если хотите, взглянул на нее из другого измерения. Из своего собственного космоса.

Боюсь пророчить, но, кажется, наступают времена фотографического неофутуризма. По аналогии с тем, что было сто лет назад с русской поэзией. Тогда вдруг выяснилось, что обычные слова себя исчерпали и надобно изъясняться некими «дыр, бул, щил». Все повторяется на другом витке спирали.

Представьте себе, в обиход снова входит... камера-обскура. Да-да, та самая картонка с дырочкой, прародительница современной фотографии. Ну, разумеется, не сама коробка, а ее очень усовершенствованный аналог - аппарат без объектива, на месте которого располагается отверстие диаметром 0,2 мм.

Как такой техникой снимать? На резкость не настроишь, диафрагму не выставишь, никаких эффектов не применишь. «Играть» можно только выдержкой и... искусством выстраивания кадра. Зато изображение получается странноватое, вызывающее у непосвященных законное недоумение: «А как это сделано?»

Камерой такой (а называется она, кстати, пинхол, что в переводе с английского значит «камера, имеющая отверстие») обзавелся председатель указанной фотосекции Сергей Компанийченко. Все три его представленные на выставке работы сняты этой «дырочкой». В том числе знаменитая каменная голова из Сергиевки, уже кажется виденная-перевиденная во всех ракурсах и вдруг явившаяся с новым «выражением лица».

Пинхолом давно и серьезно увлекается Алла Полетаева. Тот, кому повезет с ней пообщаться, будет изумлен возможностями этой старо-новой технологии. Заодно и прикоснется к секретам весьма своеобразной творческой «кухни», и не только пинхольной. Весь фотографический процесс Алла ведет вручную - особым образом составляет растворы, проявляет, закрепляет. И использовать старается старую фотобумагу - если у кого есть, приносите, купит точно.

Еще один фанат процесса - Елена Скибицкая. Снимает так называемым моноклем - это когда в объективе аппарата только одна линза. Привычное нам качество резкости так, понятно, не получить, но у автора - другие задачи. Целая стена (16 штук!) ее черно-белых полуразмытых пейзажей - палитра переживаний: тревога, печаль, просветление...

Кстати, черно-белая тональность - чуть не половина выставки. Никто ни о чем не договаривался, уверяет Компанийченко, так получилось само. А другой питерский мастер Андрей Чежин уверен, что это - именно черта нашего города: строгость, сдержанность, отсутствие лишних деталей...

Выставка работает по адресу: Невский пр., д. 60, до 26 апреля.

#«Восприятие» #выставка #союз художников

Комментарии