Субъективная история в искусстве заполнила Корпус Бенуа
В залах Корпуса Бенуа Русский музей показал выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Ее надо смотреть хотя бы потому, что так много интересных вещей в подобном сочетании вряд ли придется увидеть когда-нибудь еще.
«Портрет Всеволода Мейерхольда» - самое известное произведение Бориса Григорьева - легко причислить к экспрессионизму. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Там есть произведения известные, любимые, знакомые по выставкам и постоянной экспозиции и те, что предстали перед публикой впервые. По сути, в залах все самое интересное, что происходило в отечественном искусстве в первые три десятилетия прошлого века. Это время, когда страна многое перенесла - война, революция, слом устоев, предчувствие неминуемой катастрофы. Все это не могло не отразиться в работах художников.
С точки зрения организаторов, у этой выставки особая роль. Она продолжает монографическую серию, способную показать, что при всех национальных особенностях русское искусство развивалось по тем же законам, что и мировое.
Как вспоминает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова, когда 20 - 25 лет назад музей стал вывозить выставки за границу, оказалось, что там плохо знают наше искусство. Задача - ввести его в контекст мирового.
Публика уже видела выставки символизма, импрессионизма и неоклассицизма в русском искусстве. Дошла очередь и до экспрессионизма.
— У российского экспрессионизма нет строгих временных рамок, как, допустим, у классицизма, - говорит Евгения Николаевна. - Как явление достаточно долгое, в России он ярко выразился в первых десятилетиях прошлого столетия. Поэтому для выставки выбрано это время. Через год планируется продолжение - выставка «Эхо экспрессионизма». Она будет построена на материале второй половины ХХ века.
Экспрессия - выражение чувств, переживаний. Переживания у каждого свои. Экспрессионизм - течение субъективное, как и представление о нем. Рассказывают, каждый музейщик, приходивший на монтаж выставки, говорил, что он бы оставил, что убрал.
Как говорит одна из кураторов заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева, выбирали вещи по пластическим, эмоциональным сопоставлениям, то, что раньше не показывали, и то, что представлялось важным.
Выставка огромная, в залах две с половиной сотни произведений: живопись, графика, скульптура. Перед посетителями - шедевры Марка Шагала, Павла Филонова, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой и менее известные работы их коллег из разных художественных объединений: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Голубая роза», «Мир искусства», «Круг художников»... Широко демонстрируется печатная графика - станковые гравюры, литографированные книги, плакаты.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (6293) от 04.10.2018 под заголовком «Субъективная история в искусстве».
Комментарии