Струнная стихия: что подготовила к юбилейной блокадной дате Филармония

В Санкт-Петербургской филармонии отмечают 80‑летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады циклом из восьми концертов (6+) с 18 по 28 января.

Струнная стихия: что подготовила к юбилейной блокадной дате Филармония | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в Большом зале оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга давно стало символом мужества и силы духа, противостояния разрушению и смерти. Седьмая симфония вновь прозвучит 27 января в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением его главного дирижера Николая Алексеева. Однако военная летопись Филармонии не ограничивается только этим, о чем наглядно свидетельствует выставка отреставрированных блокадных афиш, развернутая в двух фойе.

Но и музыку в блокадном городе писал не только Шостакович. Первый концерт цикла представил пуб­лике незаслуженно забытую Третью (Героическую) симфонию Гавриила Попова. Композитор провел в Ленинграде первую блокадную зиму. Симфонию, задуманную им еще до войны на материале собственной музыки к документальному фильму Эсфири Шуб «Испания» (1939), он писал на протяжении всех военных лет. Симфония была закончена в 1946 году, а в 1947‑м прозвучала в Большом зале. Попов дерзко назвал свою Третью Героической, отсылая к одноименной Третьей симфонии Бетховена, и посвятил ее другу и коллеге Дмитрию Шостаковичу.

Гавриила Попова связывало с Шостаковичем многое: они оба окончили Петроградскую консерваторию, оба были лидерами своего композиторского поколения, прекрасными пианистами, оба попали под молот советской критики, оба, наконец, творили в блокадном городе. После войны Попов вспоминал, что это время оставило «неизгладимый след в сознании, впечатав в душу страшные образы войны».

Музыка композитора сейчас начинает возвращаться к современному слушателю: недавно в Мариинском театре состоялась мировая премьера его Четвертой симфонии, сейчас прозвучала Третья.

Вернуть симфонию из небытия, длившегося с премьеры 1947 года, доверили молодому дирижеру Юрию Лебедеву, окончившему петербургскую Консерваторию у Александра Титова, а затем аспирантуру в Высшей школе музыки им. Листа в Веймаре. Лебедев — постоянный приглашенный дирижер Международного фестиваля современной музыки в Веймаре и уже представил более 60 мировых премьер современных авторов. Его имя пока не на слуху у слушателей, но в Петербурге уже состоялись успешные концерты дирижера с Академическим симфоническим оркестром Филармонии. Концерт 18 января стал его дебютом с заслуженным коллективом.

Гавриила Попова называют ярким представителем советского авангарда, и это, возможно, отпугивает широкую публику. Поэтому, чтобы «восстановить баланс» между новым и привычным, во втором отделении (!) прозвучал Третий концерт Рахманинова (солист — Александр Гиндин). Попов, безусловно, пролагал новые пути, но музыка его доступна самому неискушенному слушателю, она мелодична и затрагивает эмоционально.

Новаторство симфонии прежде всего в составе оркестра: она написана только для струнных. Первоначально композитор начал писать Concerto grossо для струнного оркестра, но постепенно (не без влияния внешних военных обстоятельств «непреодолимой силы») замысел разросся до масштабов большой пятичастной симфонии, где по‑прежнему были задействованы только скрипки, альты, виолончели, контрабасы — «струнная стихия». Казалось бы, это должно привести к однообразию, но нет. Попов мастерски выстраивает партитуру, используя целый арсенал композиторских средств, делая ее многослойной и яркой.

Две первые и две последние части симфонии должны следовать без перерыва, но дирижер на концерте все же сделал небольшие паузы и между этими частями, позволяя публике осмыслить новое для себя сочинение, почувствовать его структуру, что было очень хорошо.

Симфония открывается темами преодоления трагедии, без чего невозможна и героика: звучит мощный унисон скрипок, заставляя вспомнить сходные звучания Седьмой симфонии Шостаковича.

В симфонии узнаются испанские темы, но не в качестве этнографического начала, а обобщенные и переосмысленные. Вспомним, что образы Испании пронизывают всю русскую музыку, присутствуя в произведениях Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, ощущаясь, как та пушкинская испанская ночь, что «пахнет лавром и лимоном». У Попова же это и романтика, и страсть, и экспрессия, и… трагедия, ведь его сочинение выросло из музыки к документальному фильму о Гражданской войне в Испании, просто потом война оказалась и у родного порога.

Финал симфонии полон триумфом героического начала, которое представляется внеличностным, коллективным, народным. Индивидуальное растворяется в подвиге народа, и это очень в духе советского времени.

Симфония показала виртуозность филармонического оркестра, не случайно Юрий Лебедев на поклонах поднимал группы оркестра и их концертмейстеров. Публика приняла симфонию с энтузиазмом, убедительно говорящим о том, что музыке Гавриила Попова пора занять свое законное место на концертной эстраде.


#филармония #блокада #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7587) от 23.01.2024 под заголовком «Струнная стихия».


Комментарии