Строя мир по кирпичику
В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка канадского художника, дизайнера и писателя Дугласа Коупленда «Предвосхищение. Конструктор будущего», которая летом анонсировалась в программе обновленного зала как синтез современных технологий и искусства.
ФОТО АВТОРА
Обычно, слыша подобные декларации, ожидаешь, что техника задавит все живое. У Коупленда получилось иначе. Вряд ли кого-то поразят его несложные мультимедийные инсталляции с видеопроекциями на стены. А вот придуманные художником интерактивные перформансы с участием молодых петербургских актеров создают образы, вызывают интерес. Хотя далеко не все зрители оказались готовы откликнуться на призыв Коупленда «взяться за строительство будущего своими руками».
Художник разделил первый этаж манежа на шесть пространств, условно названых «ученые», «физический труд», «ковбои», «космонавты», «дискотека», «спорт». Это попытка Коупленда, родившегося на ферме в канадской глубинке, в молодости работавшего на немецком автомобильном заводе, создать модель нашего мира. По словам художника, ковбоев он видит как одиноких странников, мечтателей и хранителей традиций, тема космоса вызвана датой его рождения - 1961 год, время полета Гагарина, а дискотека - это символ молодости и энергии.
Шесть пар актеров импровизируют на заданные автором темы, каждая в своем пространстве. Рабочие в касках танцуют на фоне висящих на тросах автомобильных покрышек, рядом на нескольких экранах крутится видео, показывающее, как гранят бриллианты. Этот труд Коупленд также считает физическим. Ковбои перебрасывают друг другу глобус: конечно, художник помнит знаменитый фильм Чаплина «Великий диктатор», но его пародия - добрая, с симпатией к труженикам сельского хозяйства.
Главная задача актеров не попрыгать под ритмичную музыку, изображая важность занятий своих персонажей, а вручить публике как можно больше картонных разноцветных «кирпичей». Это и есть, по мысли Коупленда, конструктор будущего: «Вам дадут материал, чтобы вы создали скульптуру. Культура приходит из совместного делания, когда люди работают сообща». Наивная вера, отсылающая к философии Николая Федорова, но она преподнесена на доступном языке. На вернисаже взрослые люди, не говоря уже о детях, старательно строили свое, а возможно, и наше общее будущее. В этой акции Коупленд видит главный смысл своего проекта. Окончательный вид скульптура обретет 25 октября в последний день работы выставки.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (5810) от 17.10.2016.
Комментарии