Стрит-арт Страны Советов

До 100-летия Октябрьской революции осталось немного времени. К этой дате музеи нашего города готовят крупные проекты. Русский музей не стал дожидаться остальных и, пользуясь терминологией его директора Владимира Гусева, «выстрелил» первым. Выставку «Искусство в жизнь», открывшуюся в Корпусе Бенуа, он назвал залпом «Авроры». Она положила начало сериалу из четырех выставок, посвященных новому искусству Страны Советов.

Стрит-арт Страны Советов | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Левая анфилада залов Корпуса Бенуа вместила больше двух сотен произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из собраний Русского музея, Эрмитажа, Музея театрального и музыкального искусства и частных коллекций. В их числе работы Натана Альтмана, Кузьмы Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского, Ивана Пуни, Владимира Лебедева, Николая Суетина и других известных и совсем неизвестных авторов.

Парадокс этой выставки в том, что она демонстрирует вещи, по большей части для музеев не предназначенные. Да и художники в то время музеи не жаловали, считали их кладбищем искусства. Их увлекала идея нести искусство в жизнь - на городские площади, в дома людей. Даже скульптура, по плану монументальной пропаганды, создавалась из временного материала - бетона и гипса. В камень и бронзу ее предполагалось перевести, если приживется, получит одобрение масс.

Выставка четко структурирована, что обозначено надписями на стенах залов. Тема первого зала - «Искусство на улицу». Это рассказ о праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине революции. Материал дошел до нас в эскизах, рисунках и фотографиях. В грандиозной работе принимали участие больше полутора сотен художников разных поколений. Используя весь диапазон художественных направлений - от академической школы до авангарда, они стремились выразить идеи революции, формируя эмблемы и символы государства.

Для праздничного украшения города возводились триумфальные арки, украшались мосты, площади, здания. Все это есть на эскизах, рисунках и фотографиях. Стоит обратить внимание на эскиз Петрова-Водкина для оформления Театральной площади. Огромное панно «Степан Разин» художник делал с группой учеников. Позже вспоминал: когда увидел демонстрации, проходящие перед «Степаном Разиным», осознал, что работа там, где ей надлежит быть. Вышло постановление панно Петрова-Водкина сохранить, но оно оказалось во дворе местного Совета и пошло на портянки, холст был хороший.

Раздел выставки, посвященный празднику победы революции, невозможно представить без изображений ее вождей и героев. «Портрет Ленина» Натана Альтмана и «Портрет Феликса Дзержинского» Сарры Лебедевой создавались с натуры в кремлевских кабинетах. У знаменитых «Крестьянина» и «Рабочего» Ивана Шадрина своя история. Они появились по заказу Гознака. В связи с обменом денег потребовались изображения на новых ассигнациях.

Следующий зал - иллюстрация процесса проникновения искусства в быт. Дома людей должны были наполнить вещи с новой символикой. Для «агитационного фарфора» рисунки создавали Альтман, Суетин, Чашник, Лапшин. За стеклом витрин - тарелки, на которых лица вождей и лозунги: «Кто не с нами, тот против нас», «Кто работает, тот ест»...

В 1920-е годы вошел в моду и «агиттекстиль» - ткани, скатерти, занавески, украшенные геометрическими композициями и символами освобожденного труда (серп и молот). Бросаются в глаза платья с супрематическими композициями, созданные Любовью Поповой, скатерть и портьеры с советской символикой.

В состав выставки вошли и изделия мастеров художественных промыслов Палеха и федоскинской артели. Оставшиеся без работы после революции бывшие иконописцы взялись за изображение новой жизни, сочетая в росписи шкатулок традиционную технику с советской символикой.

Завершает выставку раздел, который организаторы называют в числе научных открытий. Он посвящен продукции Декоративного института, существовавшего в Петрограде - Ленинграде в 1918 - 1926 годах. Институт остался в истории тем, что принял участие в Международной выставке декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Во Францию отправились и получили награды, в том числе золотую медаль в категории «Искусство улицы», декоративные панно, плакаты, предметы быта, расписные деревянные изделия с сюжетами в основном о новом быте, революции, заводах, демонстрациях.

В Париже было представлено и не осталось незамеченным новое советское искусство.

#«Искусство в жизнь» #юбилей революции #музей

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?