Стрит-арт Страны Советов

До 100-летия Октябрьской революции осталось немного времени. К этой дате музеи нашего города готовят крупные проекты. Русский музей не стал дожидаться остальных и, пользуясь терминологией его директора Владимира Гусева, «выстрелил» первым. Выставку «Искусство в жизнь», открывшуюся в Корпусе Бенуа, он назвал залпом «Авроры». Она положила начало сериалу из четырех выставок, посвященных новому искусству Страны Советов.

Стрит-арт Страны Советов | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Левая анфилада залов Корпуса Бенуа вместила больше двух сотен произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из собраний Русского музея, Эрмитажа, Музея театрального и музыкального искусства и частных коллекций. В их числе работы Натана Альтмана, Кузьмы Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского, Ивана Пуни, Владимира Лебедева, Николая Суетина и других известных и совсем неизвестных авторов.

Парадокс этой выставки в том, что она демонстрирует вещи, по большей части для музеев не предназначенные. Да и художники в то время музеи не жаловали, считали их кладбищем искусства. Их увлекала идея нести искусство в жизнь - на городские площади, в дома людей. Даже скульптура, по плану монументальной пропаганды, создавалась из временного материала - бетона и гипса. В камень и бронзу ее предполагалось перевести, если приживется, получит одобрение масс.

Выставка четко структурирована, что обозначено надписями на стенах залов. Тема первого зала - «Искусство на улицу». Это рассказ о праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине революции. Материал дошел до нас в эскизах, рисунках и фотографиях. В грандиозной работе принимали участие больше полутора сотен художников разных поколений. Используя весь диапазон художественных направлений - от академической школы до авангарда, они стремились выразить идеи революции, формируя эмблемы и символы государства.

Для праздничного украшения города возводились триумфальные арки, украшались мосты, площади, здания. Все это есть на эскизах, рисунках и фотографиях. Стоит обратить внимание на эскиз Петрова-Водкина для оформления Театральной площади. Огромное панно «Степан Разин» художник делал с группой учеников. Позже вспоминал: когда увидел демонстрации, проходящие перед «Степаном Разиным», осознал, что работа там, где ей надлежит быть. Вышло постановление панно Петрова-Водкина сохранить, но оно оказалось во дворе местного Совета и пошло на портянки, холст был хороший.

Раздел выставки, посвященный празднику победы революции, невозможно представить без изображений ее вождей и героев. «Портрет Ленина» Натана Альтмана и «Портрет Феликса Дзержинского» Сарры Лебедевой создавались с натуры в кремлевских кабинетах. У знаменитых «Крестьянина» и «Рабочего» Ивана Шадрина своя история. Они появились по заказу Гознака. В связи с обменом денег потребовались изображения на новых ассигнациях.

Следующий зал - иллюстрация процесса проникновения искусства в быт. Дома людей должны были наполнить вещи с новой символикой. Для «агитационного фарфора» рисунки создавали Альтман, Суетин, Чашник, Лапшин. За стеклом витрин - тарелки, на которых лица вождей и лозунги: «Кто не с нами, тот против нас», «Кто работает, тот ест»...

В 1920-е годы вошел в моду и «агиттекстиль» - ткани, скатерти, занавески, украшенные геометрическими композициями и символами освобожденного труда (серп и молот). Бросаются в глаза платья с супрематическими композициями, созданные Любовью Поповой, скатерть и портьеры с советской символикой.

В состав выставки вошли и изделия мастеров художественных промыслов Палеха и федоскинской артели. Оставшиеся без работы после революции бывшие иконописцы взялись за изображение новой жизни, сочетая в росписи шкатулок традиционную технику с советской символикой.

Завершает выставку раздел, который организаторы называют в числе научных открытий. Он посвящен продукции Декоративного института, существовавшего в Петрограде - Ленинграде в 1918 - 1926 годах. Институт остался в истории тем, что принял участие в Международной выставке декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Во Францию отправились и получили награды, в том числе золотую медаль в категории «Искусство улицы», декоративные панно, плакаты, предметы быта, расписные деревянные изделия с сюжетами в основном о новом быте, революции, заводах, демонстрациях.

В Париже было представлено и не осталось незамеченным новое советское искусство.

#«Искусство в жизнь» #юбилей революции #музей

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...