Стрит-арт Страны Советов

До 100-летия Октябрьской революции осталось немного времени. К этой дате музеи нашего города готовят крупные проекты. Русский музей не стал дожидаться остальных и, пользуясь терминологией его директора Владимира Гусева, «выстрелил» первым. Выставку «Искусство в жизнь», открывшуюся в Корпусе Бенуа, он назвал залпом «Авроры». Она положила начало сериалу из четырех выставок, посвященных новому искусству Страны Советов.

Стрит-арт Страны Советов | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Левая анфилада залов Корпуса Бенуа вместила больше двух сотен произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из собраний Русского музея, Эрмитажа, Музея театрального и музыкального искусства и частных коллекций. В их числе работы Натана Альтмана, Кузьмы Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского, Ивана Пуни, Владимира Лебедева, Николая Суетина и других известных и совсем неизвестных авторов.

Парадокс этой выставки в том, что она демонстрирует вещи, по большей части для музеев не предназначенные. Да и художники в то время музеи не жаловали, считали их кладбищем искусства. Их увлекала идея нести искусство в жизнь - на городские площади, в дома людей. Даже скульптура, по плану монументальной пропаганды, создавалась из временного материала - бетона и гипса. В камень и бронзу ее предполагалось перевести, если приживется, получит одобрение масс.

Выставка четко структурирована, что обозначено надписями на стенах залов. Тема первого зала - «Искусство на улицу». Это рассказ о праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине революции. Материал дошел до нас в эскизах, рисунках и фотографиях. В грандиозной работе принимали участие больше полутора сотен художников разных поколений. Используя весь диапазон художественных направлений - от академической школы до авангарда, они стремились выразить идеи революции, формируя эмблемы и символы государства.

Для праздничного украшения города возводились триумфальные арки, украшались мосты, площади, здания. Все это есть на эскизах, рисунках и фотографиях. Стоит обратить внимание на эскиз Петрова-Водкина для оформления Театральной площади. Огромное панно «Степан Разин» художник делал с группой учеников. Позже вспоминал: когда увидел демонстрации, проходящие перед «Степаном Разиным», осознал, что работа там, где ей надлежит быть. Вышло постановление панно Петрова-Водкина сохранить, но оно оказалось во дворе местного Совета и пошло на портянки, холст был хороший.

Раздел выставки, посвященный празднику победы революции, невозможно представить без изображений ее вождей и героев. «Портрет Ленина» Натана Альтмана и «Портрет Феликса Дзержинского» Сарры Лебедевой создавались с натуры в кремлевских кабинетах. У знаменитых «Крестьянина» и «Рабочего» Ивана Шадрина своя история. Они появились по заказу Гознака. В связи с обменом денег потребовались изображения на новых ассигнациях.

Следующий зал - иллюстрация процесса проникновения искусства в быт. Дома людей должны были наполнить вещи с новой символикой. Для «агитационного фарфора» рисунки создавали Альтман, Суетин, Чашник, Лапшин. За стеклом витрин - тарелки, на которых лица вождей и лозунги: «Кто не с нами, тот против нас», «Кто работает, тот ест»...

В 1920-е годы вошел в моду и «агиттекстиль» - ткани, скатерти, занавески, украшенные геометрическими композициями и символами освобожденного труда (серп и молот). Бросаются в глаза платья с супрематическими композициями, созданные Любовью Поповой, скатерть и портьеры с советской символикой.

В состав выставки вошли и изделия мастеров художественных промыслов Палеха и федоскинской артели. Оставшиеся без работы после революции бывшие иконописцы взялись за изображение новой жизни, сочетая в росписи шкатулок традиционную технику с советской символикой.

Завершает выставку раздел, который организаторы называют в числе научных открытий. Он посвящен продукции Декоративного института, существовавшего в Петрограде - Ленинграде в 1918 - 1926 годах. Институт остался в истории тем, что принял участие в Международной выставке декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Во Францию отправились и получили награды, в том числе золотую медаль в категории «Искусство улицы», декоративные панно, плакаты, предметы быта, расписные деревянные изделия с сюжетами в основном о новом быте, революции, заводах, демонстрациях.

В Париже было представлено и не осталось незамеченным новое советское искусство.

#«Искусство в жизнь» #юбилей революции #музей

Комментарии