Главная городская газета

Стрит-арт Страны Советов

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью
Стрит-арт Страны Советов | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

До 100-летия Октябрьской революции осталось немного времени. К этой дате музеи нашего города готовят крупные проекты. Русский музей не стал дожидаться остальных и, пользуясь терминологией его директора Владимира Гусева, «выстрелил» первым. Выставку «Искусство в жизнь», открывшуюся в Корпусе Бенуа, он назвал залпом «Авроры». Она положила начало сериалу из четырех выставок, посвященных новому искусству Страны Советов.

Левая анфилада залов Корпуса Бенуа вместила больше двух сотен произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из собраний Русского музея, Эрмитажа, Музея театрального и музыкального искусства и частных коллекций. В их числе работы Натана Альтмана, Кузьмы Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского, Ивана Пуни, Владимира Лебедева, Николая Суетина и других известных и совсем неизвестных авторов.

Парадокс этой выставки в том, что она демонстрирует вещи, по большей части для музеев не предназначенные. Да и художники в то время музеи не жаловали, считали их кладбищем искусства. Их увлекала идея нести искусство в жизнь - на городские площади, в дома людей. Даже скульптура, по плану монументальной пропаганды, создавалась из временного материала - бетона и гипса. В камень и бронзу ее предполагалось перевести, если приживется, получит одобрение масс.

Выставка четко структурирована, что обозначено надписями на стенах залов. Тема первого зала - «Искусство на улицу». Это рассказ о праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине революции. Материал дошел до нас в эскизах, рисунках и фотографиях. В грандиозной работе принимали участие больше полутора сотен художников разных поколений. Используя весь диапазон художественных направлений - от академической школы до авангарда, они стремились выразить идеи революции, формируя эмблемы и символы государства.

Для праздничного украшения города возводились триумфальные арки, украшались мосты, площади, здания. Все это есть на эскизах, рисунках и фотографиях. Стоит обратить внимание на эскиз Петрова-Водкина для оформления Театральной площади. Огромное панно «Степан Разин» художник делал с группой учеников. Позже вспоминал: когда увидел демонстрации, проходящие перед «Степаном Разиным», осознал, что работа там, где ей надлежит быть. Вышло постановление панно Петрова-Водкина сохранить, но оно оказалось во дворе местного Совета и пошло на портянки, холст был хороший.

Раздел выставки, посвященный празднику победы революции, невозможно представить без изображений ее вождей и героев. «Портрет Ленина» Натана Альтмана и «Портрет Феликса Дзержинского» Сарры Лебедевой создавались с натуры в кремлевских кабинетах. У знаменитых «Крестьянина» и «Рабочего» Ивана Шадрина своя история. Они появились по заказу Гознака. В связи с обменом денег потребовались изображения на новых ассигнациях.

Следующий зал - иллюстрация процесса проникновения искусства в быт. Дома людей должны были наполнить вещи с новой символикой. Для «агитационного фарфора» рисунки создавали Альтман, Суетин, Чашник, Лапшин. За стеклом витрин - тарелки, на которых лица вождей и лозунги: «Кто не с нами, тот против нас», «Кто работает, тот ест»...

В 1920-е годы вошел в моду и «агиттекстиль» - ткани, скатерти, занавески, украшенные геометрическими композициями и символами освобожденного труда (серп и молот). Бросаются в глаза платья с супрематическими композициями, созданные Любовью Поповой, скатерть и портьеры с советской символикой.

В состав выставки вошли и изделия мастеров художественных промыслов Палеха и федоскинской артели. Оставшиеся без работы после революции бывшие иконописцы взялись за изображение новой жизни, сочетая в росписи шкатулок традиционную технику с советской символикой.

Завершает выставку раздел, который организаторы называют в числе научных открытий. Он посвящен продукции Декоративного института, существовавшего в Петрограде - Ленинграде в 1918 - 1926 годах. Институт остался в истории тем, что принял участие в Международной выставке декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Во Францию отправились и получили награды, в том числе золотую медаль в категории «Искусство улицы», декоративные панно, плакаты, предметы быта, расписные деревянные изделия с сюжетами в основном о новом быте, революции, заводах, демонстрациях.

В Париже было представлено и не осталось незамеченным новое советское искусство.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook