Стрит-арт Страны Советов
До 100-летия Октябрьской революции осталось немного времени. К этой дате музеи нашего города готовят крупные проекты. Русский музей не стал дожидаться остальных и, пользуясь терминологией его директора Владимира Гусева, «выстрелил» первым. Выставку «Искусство в жизнь», открывшуюся в Корпусе Бенуа, он назвал залпом «Авроры». Она положила начало сериалу из четырех выставок, посвященных новому искусству Страны Советов.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Левая анфилада залов Корпуса Бенуа вместила больше двух сотен произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из собраний Русского музея, Эрмитажа, Музея театрального и музыкального искусства и частных коллекций. В их числе работы Натана Альтмана, Кузьмы Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского, Ивана Пуни, Владимира Лебедева, Николая Суетина и других известных и совсем неизвестных авторов.
Парадокс этой выставки в том, что она демонстрирует вещи, по большей части для музеев не предназначенные. Да и художники в то время музеи не жаловали, считали их кладбищем искусства. Их увлекала идея нести искусство в жизнь - на городские площади, в дома людей. Даже скульптура, по плану монументальной пропаганды, создавалась из временного материала - бетона и гипса. В камень и бронзу ее предполагалось перевести, если приживется, получит одобрение масс.
Выставка четко структурирована, что обозначено надписями на стенах залов. Тема первого зала - «Искусство на улицу». Это рассказ о праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине революции. Материал дошел до нас в эскизах, рисунках и фотографиях. В грандиозной работе принимали участие больше полутора сотен художников разных поколений. Используя весь диапазон художественных направлений - от академической школы до авангарда, они стремились выразить идеи революции, формируя эмблемы и символы государства.
Для праздничного украшения города возводились триумфальные арки, украшались мосты, площади, здания. Все это есть на эскизах, рисунках и фотографиях. Стоит обратить внимание на эскиз Петрова-Водкина для оформления Театральной площади. Огромное панно «Степан Разин» художник делал с группой учеников. Позже вспоминал: когда увидел демонстрации, проходящие перед «Степаном Разиным», осознал, что работа там, где ей надлежит быть. Вышло постановление панно Петрова-Водкина сохранить, но оно оказалось во дворе местного Совета и пошло на портянки, холст был хороший.
Раздел выставки, посвященный празднику победы революции, невозможно представить без изображений ее вождей и героев. «Портрет Ленина» Натана Альтмана и «Портрет Феликса Дзержинского» Сарры Лебедевой создавались с натуры в кремлевских кабинетах. У знаменитых «Крестьянина» и «Рабочего» Ивана Шадрина своя история. Они появились по заказу Гознака. В связи с обменом денег потребовались изображения на новых ассигнациях.
Следующий зал - иллюстрация процесса проникновения искусства в быт. Дома людей должны были наполнить вещи с новой символикой. Для «агитационного фарфора» рисунки создавали Альтман, Суетин, Чашник, Лапшин. За стеклом витрин - тарелки, на которых лица вождей и лозунги: «Кто не с нами, тот против нас», «Кто работает, тот ест»...
В 1920-е годы вошел в моду и «агиттекстиль» - ткани, скатерти, занавески, украшенные геометрическими композициями и символами освобожденного труда (серп и молот). Бросаются в глаза платья с супрематическими композициями, созданные Любовью Поповой, скатерть и портьеры с советской символикой.
В состав выставки вошли и изделия мастеров художественных промыслов Палеха и федоскинской артели. Оставшиеся без работы после революции бывшие иконописцы взялись за изображение новой жизни, сочетая в росписи шкатулок традиционную технику с советской символикой.
Завершает выставку раздел, который организаторы называют в числе научных открытий. Он посвящен продукции Декоративного института, существовавшего в Петрограде - Ленинграде в 1918 - 1926 годах. Институт остался в истории тем, что принял участие в Международной выставке декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Во Францию отправились и получили награды, в том числе золотую медаль в категории «Искусство улицы», декоративные панно, плакаты, предметы быта, расписные деревянные изделия с сюжетами в основном о новом быте, революции, заводах, демонстрациях.
В Париже было представлено и не осталось незамеченным новое советское искусство.
Материалы рубрики
В Петербурге работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве»
В Театральном музее работает выставка «Площадь Островского»
В Музее артиллерии прошла конференция, посвященная воинам 67‑й армии Ленинградского фронта
Михаил Пиотровский. Мы меняем вектор внимания
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии