В Музее Академии художеств проснулась «Жажда античности»

В Тициановском и Екатерининском залах Музея Академии художеств открылась выставка «Жажда античности» - изысканный проект для любителей классических руин, гармоничных пропорций и ручной графики. Она входит в программу Петербургского культурного форума.

В Музее Академии художеств проснулась «Жажда античности» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это произведения архитектурной графики и модели античных зданий, вырезанные из пробки. Они хранятся в собрании Музея Академии художеств и включают рисунки французского художника XVIII - начала XIX века Шарля-Луи Клериссо и пенсионерские работы студентов Академии художеств, созданные в XIX веке.

Важная часть выставки - западноевропейский рисунок того же времени на античные темы из собрания петербургского архитектора Максима Атаянца, выпускника и преподавателя Академии художеств, и его собственная графика.

Персонажи на всех двухстах произведениях одни и те же - античные храмы и другие здания. В основном они находятся в Италии - в Риме, Пестуме, Помпеях, Агридженто, Равенне, хотя есть и афинский Парфенон, и храм Митры в древнем армянском городе Гарни, и два колизея - во французских городах Ним и Арль.

На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», о чем эта выставка, Максим Атаянц, выступивший и в роли куратора, ответил так: «Это выставка про Петербург, хотя здесь нет ни одного изображения петербургских домов. Потому что наш город построен на жажде античного совершенства и любовании античностью. Без этого он не мог бы появиться». Серьезен временной охват представленной графики: XVIII - начало XXI века. Это выставка и про Академию художеств, про ее традиции, которые сохраняются двести лет.

Атаянц признается: «Для меня на первом месте любовь и страсть к этим старым античным камням, а уже потом все мои профессиональные занятия - рисование, архитектура, преподавание, фотографирование. Почему именно к античным камням? Ничего лучше человечество не сделало и не сделает. Одна тысяча лет, примерно между VI веком до н. э. и V веком н. э., дала фантастический результат, который оказывает влияние на европейскую цивилизацию до сих пор. А мы - часть этой цивилизации».

По словам Атаянца, очень важен показ посетителям уникальной коллекции моделей античных зданий. Обычно показывают не больше пяти, здесь демонстрируются все 34, многие специально отреставрированы для этого события.

Валерий Шевченко, хранитель эрмитажной коллекции французской графики, пояснил для нашей газеты, что Клериссо был одним из тех, кто заложил основы жанра «руинизма». Он 18 лет прожил в Риме, изучая и рисуя «старые камни». Он также прославился в жанре архитектурных фантазий - «каприччо». Тридцать рисунков Клериссо, представленные на выставке, в 1930 году были переданы в Музей Академии художеств из Эрмитажа. В 1780 году Екатерина II купила на корню все ателье Клериссо - 1200 рисунков. Большая часть находится в Эрмитаже.

Эта выставка предназначена для неспешного рассматривания. Чтобы, например, сравнить храмы Пестума на пробковых моделях Доменико Падильоне, рисунках Клериссо, Симона Помардена, Вильяма Пейджа и Максима Атаянца. Или руины Помпей на пенсионерских работах будущих известных петербургских архитекторов - Алексея Горностаева, Александра Кракау, Германа Гримма и Людвига Шретера. Или вид руин римского Колизея на модели Антонио Кики и современный вид Колизея на рисунке Атаянца...

Увидев рисунок «Воспоминание о Пальмире» и дату - «2018», мы спросили у Атаянца: «Это воспоминание о недавно погибшей античной руине?». «Нет, - ответил он, - скучно мне было на экзамене, а руина сохранилась».

#выставка #Академия художеств #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6323) от 16.11.2018 под заголовком «Страсть к старым камням».


Комментарии