Странная дикая сказка
На экранах кинотеатров - очередное кинофэнтези под названием «Скиф».

Зритель любит фэнтези. Это тоже стартовало в прокате довольно успешно.
По странному стечению обстоятельств, фильм явился перед зрителем ровно в тот год и в тот месяц, когда исполняется 100 лет знаменитому стихотворению Александра Блока «Скифы». Однако ничего общего с текстом великого поэта о судьбе древнего народа, одного из прародителей русской нации, кинозрелище не имеет. Зато оно вполне вписывается в нынешнюю моду на производство псевдоисторических картин. Год назад был «Викинг», потом последовала «Легенда о Коловрате». И вот нам явился «Скиф», герой которого скорее напоминает русича, чем представителя тюркской нации.
Скифы представлены в ленте режиссера Рустама Мосафира как жестокое племя язычников, ведущее отчаянную борьбу за существование в годы правления некоего князя Тмутараканского Олега (Юрий Цурило). Последний затеял интригу с участием своего преданного боярина Лютобора (Александр Фадеев), дабы наконец избавиться от племени скифов.
Судя по тому, что князь и его боярин носят нательные кресты, вера их православная. Если искать хотя бы какую-то опору в истории, то, видимо, происходящее в «Скифе» может быть отнесено к одиннадцатом веку. Но тогда на территории Руси были совсем другие правители и царили немного иные нравы. А скифов из истории и след простыл.
Однако попытки разобраться в исторической подоплеке сюжета «Скифов» не имеют смысла, ибо жанр фильма - фэнтези. Проще говоря, сказка. Но очень дикая и странная, ибо за фабулой следить трудно, а загримированы актеры таким количеством кинематографической «грязи» и лохмотьев, что отличить скифов от воинов Лютобора и подданных князя Олега практически невозможно.
Дальше - больше. На экране появляются древние «лесные братья», также языческой веры, но в еще более ужасном гриме. Естественно, Лютобор одолевает и этих врагов: он-то сражается за правое дело. Правда, не ведает славный боярин, что он всего лишь пешка в чужой многоходовой комбинации. Но в момент схватки с омерзительными «лесными братьями» нашему герою об интригах думать некогда. Он лупит отвратительных противников направо и налево. В результате экранной мясорубки получается кровавый фарш. Косточки трещат с тщательно озвученным хрустом, части тела отлетают от туловищ настолько стремительно, что камера еле успевает зафиксировать результаты эффектно поставленных драк.
Такое ощущение, что режиссер в свое время насмотрелся боев без правил и сериала «Зена - королева воинов» и решил соединить увиденное в одном фильме. Дерутся все, по поводу и без повода. Половина фильма проходит в тщетных попытках разобраться, кто кому друг или враг. Сценарные провалы таковы, что зрителю не уследить даже за судьбой Лютобора, мечущегося по лесам и долам в поисках похищенной жены и новорожденного сына.
Тем не менее стоит отметить одно явное преимущество «Скифа» перед собратьями по жанру фэнтези. В фильме большинство эпизодов снято на натуре, что выглядит на экране, быть может, и не так красиво, но все же заставляет поверить в сказочную реальность. Все-таки красота крымских гор и крымского же побережья в какой-то степени оправдывают кровавую бессмыслицу, разыгранную в естественных декорациях.
Ратник Лютобор на пару с напарником, пленным скифом по прозвищу Куница (Александр Кузнецов), все-таки исполняет свою миссию, находит жену и сына там, где и предполагал князь, - в плену у единственного выжившего племени скифов. Далее следует пара поединков, чем-то напоминающих соответствующие эпизоды из советского мультфильма «Маугли». В борьбе за право стать главой племени сначала погибает Куница, затем побеждает Лютобор... Все вроде бы должно закончиться хорошо. Но нет!
Здесь пора остановиться, чтобы не выдавать развязку детективно-авантюрного сюжета, в общем-то, не характерного для сказок, даже диких. Но нынешнее поколение создателей фэнтези никак не может удержаться в рамках жанрового канона, тяготеющего к эстетике компьютерных «стрелялок». Режиссеры подобных фильмов соединяют вместе то, что никак не соединяется. Вот и получается, что зрители видят некое месиво, которое не лучше какого-нибудь заокеанского ужастика категории В...
Материалы рубрики
«Чернобыль», «Отец». Новинки кино с 15 апреля
Вымысел взял верх. Завершился сериал «Угрюм-река»
Театр им. Ленсовета запустил проект «Дневной спектакль»
«Уроки фарси», «ЗОЖ». Новинки кино с 8 апреля 2021
«Слепок», «После Чернобыля». Новинки кино с 1 апреля
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии