Страна Пермилово в Михайловском замке: выставка картин из фантастического края

«Санкт-Петербургские ведомости» побывали в стране, которую «открыл» художник Владимир Любаров.

Страна Пермилово в Михайловском замке: выставка картин из фантастического края | Фото Александра Дроздова

Фото Александра Дроздова

- Купите картошки, своя, не импортная, - предложила мне женщина, одетая странновато для вернисажа в Михайловском замке Русского музея: ситцевое платьице, резиновые сапоги. 

Что за диво? Какая картошка?

Оказалось, что на открытие выставки Владимира Любарова «Страна Перемилово. Живопись масляными красками отечественного производства» пригласили артистов театра «Кукольный формат». Они с блеском отыграли, изображая персонажей художника - жителей страны Перемилово, которой на карте нет. Есть деревня Перемилово, расположенная неподалеку от городка Юрьев-Польский. Владимир Любаров, успешный московский художник-график, однажды устал от столичной суеты и решил стать, как теперь говорят, дауншифтером. Только махнул не на Гоа, как некоторые, а в российскую деревню.

Сам он так рассказывает об этом: «В конце восьмидесятых годов прошлого века рядом с моей фамилией стали писать «известный, мол, книжный художник-график». И зарабатывал я по тем советским временам весьма прилично, имел кооперативную квартиру и «Москвич». Но тут мне что-то стукнуло. Вдруг надоело делать картинки к чужим сочинениям, опротивела столичная беготня, и я, разом собравшись, уехал в богом забытую деревеньку Перемилово на самой границе Владимирской и Ярославской областей. Таким образом, моя добрейшая колли Перичка стала пограничной собакой, а я - деревенским художником с интеллигентско-городским прошлым».

Так и живет, лишь изредка наведываясь в Москву по неотложным делам. За эти годы создал свою страну Перемилово. Как Маркес - Макондо, Толкиен - Средиземье, а Марк Шагал - Витебск. Помнится, Джордж Мартин, автор многотомной эпопеи «Песнь льда и огня», назвал это «миростроением».

Жизнь течет в Перемилове неспешно, тихо-мирно, время здесь словно застыло, и бури, сотрясающие мир за пределами этой заповедной страны, сюда не проникают. Хотя в последние годы и перемиловцы стали выходить на митинги с плакатами «Давай». Только непонятно, чего же именно они требуют.

Но что-то мешает воспринимать эту жизнь как райскую. Неказистые внешне, бедно одетые? Слишком часто пьяные? Да, это тоже. Но главное - что-то жутковатое есть в пустых глазах, в которых нет ни тени мысли, чувства.

- Да, мое Перемилово у одних вызывает умиление и улыбки, а другим кажется мрачным, - говорит сам художник.

Творчество Любарова часто относят к примитивизму, наивному искусству, сравнивая с Анри Руссо, Нико Пиросмани, Ефимом Честняковым. Но он профессиональный художник, и подобная манера - его сознательный выбор. Можно найти параллели с лубком, который сильно повлиял в свое время на мастеров русского авангарда. Но есть и более глубокие прочтения творчества Любарова. Читая о художнике, я наткнулась на статью Людмилы Маркиной, искусствоведа из Третьяковки, специалиста по живописи XVIII века. Она разглядела в его искусстве сходство с парсунами, отголоски барокко с его аллегориями и сложной символикой, а натюрморты сравнила с «обманками».

На мой взгляд, есть в творчестве художника и приемы, заимствованные из сюрреализма. Когда в обыденную жизнь вдруг тихой сапой проникает что-то мистическое, переворачивающее ее с ног на голову. Вот «Медленный танец»: двое перемиловцев, неладно скроенных, но крепко сшитых, топчутся, слившись в объятии. И вдруг замечаешь, что эти неуклюжие танцоры не касаются земли. Местные жители вообще часто летают. На картине «Надя просит Колю полетать» женщина указывает своему драгоценному Коле на небеса, где парят другие мужики. А в картине «Рыбный день» мужики пируют, не обращая внимания на воду, которая затопила пивную. И ничуть не удивляются примкнувшей к их трапезе русалке. 

Такой вот град Китеж - эта страна Перемилово. Побывать там можно до 18 июня. 

Материал был опубликован в газете под № 075 (6184) от 26.04.2018 под заголовком «Паводок в Перемилове».

#Русский музей #Михайловский замок #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (6184) от 26.04.2018.


Комментарии