Страна без улыбок

В Театре музыкальной комедии впервые в его истории исполнили оперетту «Страна улыбок» Франца Легара. Режиссером дебютной постановки выступил венгр Миклош Габор Кереньи, художественный руководитель Будапештского театра оперетты.

Страна без улыбок | С помощью костюмов, декораций и, разумеется, музыки Легара, полной этнических деталей, создателям спектакля удалось передать всю тяжесть древних традиций Поднебесной. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

С помощью костюмов, декораций и, разумеется, музыки Легара, полной этнических деталей, создателям спектакля удалось передать всю тяжесть древних традиций Поднебесной. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

Господин Кереньи, работающий также под лейблом Kero, известен петербуржцам по «Графине Марице», «Баядере» и «Летучей мыши», в которых были заявлены эстетические принципы его постановочной команды. Среди них – любовь к размашистому большому стилю, крупные штрихи, тяжеловатый историзм костюмов, консерватизм мизансцен. Признаки этого можно обнаружить даже в мюзикле «Джекилл и Хайд», также поставленном Кереньи в Театре музкомедии.

Может быть, на родине Кальмана сегодня такой стиль считается признаком респектабельности, хорошего тона и глубокого уважения к оперетте – предмету национальной традиции и гордости. Но подобное отношение к оперетте почему-то вызывает призраки провинциального театра советской поры, оно не дает оперетте эволюционировать, острее чувствовать новое время.

«Страна улыбок» Легара предоставила режиссеру щедрый повод размахнуться до крупного шоу. И главным импульсом для этого стала китайская тема, модная в конце 1920-х. С одной стороны – Вена, с другой – экзотический и не слишком дружелюбный Китай с его тысячелетними традициями и ритуалами.

Главный герой оперетты – принц Су-Шонг, приехавший в Вену по государственным делам. В него влюбляется молодая вдова Лиза, дочь графа Лихтенфельда. Любовь сначала разрушила границы далеких культур, и Лиза отправилась вместе с принцем на его родину. Женой она стала лишь на словах, а на деле – наложницей: такова сила древнего закона. Оперетта заканчивается, увы, как антиоперетта – вынужденным разрывом отношений и разлукой.

Драматизма в «Стране улыбок» хоть отбавляй, и дирижер Алексей Нефедов небезуспешно извлекал его из оркестра. Режиссер перед спектаклем обещал, что сладко поспать на его спектакле не получится. Однако на протяжении почти всего первого – венского – акта периодически накатывала зевота и дремота. Положение не спасали даже фирменные эскапады Ольги Лозовой в партии сестры Принца – милашки Ми, неплохо обученной боевым искусствам на случай нападения. Совсем не смешными были и комические кривляния Евнуха в исполнении Александра Круковского. Все звучало плоско, как будто в каком-то одном скучноватом регистре.

Коль скоро мы имели дело с китайской темой, хотелось увидеть и услышать ее в пластике, характерных жестах и интонациях, но этого не было ни у кого из китайских персонажей, они смотрелись какими-то очень условными фигурами. Эффектнее всего тема была развернута в массовых сценах, где хореографу Ене Лоусеи и сценографу Агнесс Дьярмоти с помощью музыки Легара, изумившей изобилием этнических деталей, удалось показать всю имперскую тяжесть древних традиций.

На первом спектакле роль Принца исполнял приглашенный венгерский солист Жолт Вадаш. Честь и хвала ему, выучившему всю партию на русском языке специально для этого спектакля. Но он вел партию с таким надрывом и пафосом, старательно изображая надменного обладателя голубых кровей, что нельзя сказать о таком стиле игры ничего другого как «ломать комедию». Во втором – китайском – акте эта ажитация начала вовсю играть против него: слова, в которых все время смещался акцент, превращались в трудно разборчивый поток. Знаменитую звездную арию, которую сегодня поют многие лучшие теноры мира, – «Мое сердце принадлежит тебе» – он пропел в абсолютно неуклюжем положении, полулежа на столе... Это желание «выйти из себя» во многом было спровоцировано музыкой «Страны улыбок». Написанная почти как опера – c плотной, насыщенной оркестровкой, богатым мелоритмическим рисунком и роскошными гармониями, она легко вводит артистов в соблазн почувствовать себя большими оперными солистами.

Партнершей Жолта была Оксана Крупнова – актриса искрометных субреточных достоинств, которые окрасили ее аристократичную героиню новыми легкими красками. Ее Лиза и в самом деле была по-венски воздушна и хрупка, тем выигрышнее смотрелись моменты, когда ей пришлось становиться сильной.

Во второй день Принцем был солист Театра музкомедии Федор Осипов, и все то же самое он сделал куда более естественно, гармонично и музыкально. Это был действительно Принц – нервный, худой, с бездонными голубыми глазами. Его экспрессивная мимика, сочетавшая мощный внутренний порыв и внешнюю сдержанность, напоминала игру звезд черно-белого кино. Его партнершей выступила Наталья Савченко, которой очень не хватило легкости и гибкости, зато радовались поклонники ее драматических талантов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (5703) от 18.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...