Главная городская газета

Страна без улыбок

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью
Страна без улыбок | С помощью костюмов, декораций и, разумеется, музыки Легара, полной этнических деталей, создателям спектакля удалось передать всю тяжесть древних традиций Поднебесной. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

С помощью костюмов, декораций и, разумеется, музыки Легара, полной этнических деталей, создателям спектакля удалось передать всю тяжесть древних традиций Поднебесной. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

В Театре музыкальной комедии впервые в его истории исполнили оперетту «Страна улыбок» Франца Легара. Режиссером дебютной постановки выступил венгр Миклош Габор Кереньи, художественный руководитель Будапештского театра оперетты.

Господин Кереньи, работающий также под лейблом Kero, известен петербуржцам по «Графине Марице», «Баядере» и «Летучей мыши», в которых были заявлены эстетические принципы его постановочной команды. Среди них – любовь к размашистому большому стилю, крупные штрихи, тяжеловатый историзм костюмов, консерватизм мизансцен. Признаки этого можно обнаружить даже в мюзикле «Джекилл и Хайд», также поставленном Кереньи в Театре музкомедии.

Может быть, на родине Кальмана сегодня такой стиль считается признаком респектабельности, хорошего тона и глубокого уважения к оперетте – предмету национальной традиции и гордости. Но подобное отношение к оперетте почему-то вызывает призраки провинциального театра советской поры, оно не дает оперетте эволюционировать, острее чувствовать новое время.

«Страна улыбок» Легара предоставила режиссеру щедрый повод размахнуться до крупного шоу. И главным импульсом для этого стала китайская тема, модная в конце 1920-х. С одной стороны – Вена, с другой – экзотический и не слишком дружелюбный Китай с его тысячелетними традициями и ритуалами.

Главный герой оперетты – принц Су-Шонг, приехавший в Вену по государственным делам. В него влюбляется молодая вдова Лиза, дочь графа Лихтенфельда. Любовь сначала разрушила границы далеких культур, и Лиза отправилась вместе с принцем на его родину. Женой она стала лишь на словах, а на деле – наложницей: такова сила древнего закона. Оперетта заканчивается, увы, как антиоперетта – вынужденным разрывом отношений и разлукой.

Драматизма в «Стране улыбок» хоть отбавляй, и дирижер Алексей Нефедов небезуспешно извлекал его из оркестра. Режиссер перед спектаклем обещал, что сладко поспать на его спектакле не получится. Однако на протяжении почти всего первого – венского – акта периодически накатывала зевота и дремота. Положение не спасали даже фирменные эскапады Ольги Лозовой в партии сестры Принца – милашки Ми, неплохо обученной боевым искусствам на случай нападения. Совсем не смешными были и комические кривляния Евнуха в исполнении Александра Круковского. Все звучало плоско, как будто в каком-то одном скучноватом регистре.

Коль скоро мы имели дело с китайской темой, хотелось увидеть и услышать ее в пластике, характерных жестах и интонациях, но этого не было ни у кого из китайских персонажей, они смотрелись какими-то очень условными фигурами. Эффектнее всего тема была развернута в массовых сценах, где хореографу Ене Лоусеи и сценографу Агнесс Дьярмоти с помощью музыки Легара, изумившей изобилием этнических деталей, удалось показать всю имперскую тяжесть древних традиций.

На первом спектакле роль Принца исполнял приглашенный венгерский солист Жолт Вадаш. Честь и хвала ему, выучившему всю партию на русском языке специально для этого спектакля. Но он вел партию с таким надрывом и пафосом, старательно изображая надменного обладателя голубых кровей, что нельзя сказать о таком стиле игры ничего другого как «ломать комедию». Во втором – китайском – акте эта ажитация начала вовсю играть против него: слова, в которых все время смещался акцент, превращались в трудно разборчивый поток. Знаменитую звездную арию, которую сегодня поют многие лучшие теноры мира, – «Мое сердце принадлежит тебе» – он пропел в абсолютно неуклюжем положении, полулежа на столе... Это желание «выйти из себя» во многом было спровоцировано музыкой «Страны улыбок». Написанная почти как опера – c плотной, насыщенной оркестровкой, богатым мелоритмическим рисунком и роскошными гармониями, она легко вводит артистов в соблазн почувствовать себя большими оперными солистами.

Партнершей Жолта была Оксана Крупнова – актриса искрометных субреточных достоинств, которые окрасили ее аристократичную героиню новыми легкими красками. Ее Лиза и в самом деле была по-венски воздушна и хрупка, тем выигрышнее смотрелись моменты, когда ей пришлось становиться сильной.

Во второй день Принцем был солист Театра музкомедии Федор Осипов, и все то же самое он сделал куда более естественно, гармонично и музыкально. Это был действительно Принц – нервный, худой, с бездонными голубыми глазами. Его экспрессивная мимика, сочетавшая мощный внутренний порыв и внешнюю сдержанность, напоминала игру звезд черно-белого кино. Его партнершей выступила Наталья Савченко, которой очень не хватило легкости и гибкости, зато радовались поклонники ее драматических талантов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook