Страна без улыбок

В Театре музыкальной комедии впервые в его истории исполнили оперетту «Страна улыбок» Франца Легара. Режиссером дебютной постановки выступил венгр Миклош Габор Кереньи, художественный руководитель Будапештского театра оперетты.

Страна без улыбок | С помощью костюмов, декораций и, разумеется, музыки Легара, полной этнических деталей, создателям спектакля удалось передать всю тяжесть древних традиций Поднебесной. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

С помощью костюмов, декораций и, разумеется, музыки Легара, полной этнических деталей, создателям спектакля удалось передать всю тяжесть древних традиций Поднебесной. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

Господин Кереньи, работающий также под лейблом Kero, известен петербуржцам по «Графине Марице», «Баядере» и «Летучей мыши», в которых были заявлены эстетические принципы его постановочной команды. Среди них – любовь к размашистому большому стилю, крупные штрихи, тяжеловатый историзм костюмов, консерватизм мизансцен. Признаки этого можно обнаружить даже в мюзикле «Джекилл и Хайд», также поставленном Кереньи в Театре музкомедии.

Может быть, на родине Кальмана сегодня такой стиль считается признаком респектабельности, хорошего тона и глубокого уважения к оперетте – предмету национальной традиции и гордости. Но подобное отношение к оперетте почему-то вызывает призраки провинциального театра советской поры, оно не дает оперетте эволюционировать, острее чувствовать новое время.

«Страна улыбок» Легара предоставила режиссеру щедрый повод размахнуться до крупного шоу. И главным импульсом для этого стала китайская тема, модная в конце 1920-х. С одной стороны – Вена, с другой – экзотический и не слишком дружелюбный Китай с его тысячелетними традициями и ритуалами.

Главный герой оперетты – принц Су-Шонг, приехавший в Вену по государственным делам. В него влюбляется молодая вдова Лиза, дочь графа Лихтенфельда. Любовь сначала разрушила границы далеких культур, и Лиза отправилась вместе с принцем на его родину. Женой она стала лишь на словах, а на деле – наложницей: такова сила древнего закона. Оперетта заканчивается, увы, как антиоперетта – вынужденным разрывом отношений и разлукой.

Драматизма в «Стране улыбок» хоть отбавляй, и дирижер Алексей Нефедов небезуспешно извлекал его из оркестра. Режиссер перед спектаклем обещал, что сладко поспать на его спектакле не получится. Однако на протяжении почти всего первого – венского – акта периодически накатывала зевота и дремота. Положение не спасали даже фирменные эскапады Ольги Лозовой в партии сестры Принца – милашки Ми, неплохо обученной боевым искусствам на случай нападения. Совсем не смешными были и комические кривляния Евнуха в исполнении Александра Круковского. Все звучало плоско, как будто в каком-то одном скучноватом регистре.

Коль скоро мы имели дело с китайской темой, хотелось увидеть и услышать ее в пластике, характерных жестах и интонациях, но этого не было ни у кого из китайских персонажей, они смотрелись какими-то очень условными фигурами. Эффектнее всего тема была развернута в массовых сценах, где хореографу Ене Лоусеи и сценографу Агнесс Дьярмоти с помощью музыки Легара, изумившей изобилием этнических деталей, удалось показать всю имперскую тяжесть древних традиций.

На первом спектакле роль Принца исполнял приглашенный венгерский солист Жолт Вадаш. Честь и хвала ему, выучившему всю партию на русском языке специально для этого спектакля. Но он вел партию с таким надрывом и пафосом, старательно изображая надменного обладателя голубых кровей, что нельзя сказать о таком стиле игры ничего другого как «ломать комедию». Во втором – китайском – акте эта ажитация начала вовсю играть против него: слова, в которых все время смещался акцент, превращались в трудно разборчивый поток. Знаменитую звездную арию, которую сегодня поют многие лучшие теноры мира, – «Мое сердце принадлежит тебе» – он пропел в абсолютно неуклюжем положении, полулежа на столе... Это желание «выйти из себя» во многом было спровоцировано музыкой «Страны улыбок». Написанная почти как опера – c плотной, насыщенной оркестровкой, богатым мелоритмическим рисунком и роскошными гармониями, она легко вводит артистов в соблазн почувствовать себя большими оперными солистами.

Партнершей Жолта была Оксана Крупнова – актриса искрометных субреточных достоинств, которые окрасили ее аристократичную героиню новыми легкими красками. Ее Лиза и в самом деле была по-венски воздушна и хрупка, тем выигрышнее смотрелись моменты, когда ей пришлось становиться сильной.

Во второй день Принцем был солист Театра музкомедии Федор Осипов, и все то же самое он сделал куда более естественно, гармонично и музыкально. Это был действительно Принц – нервный, худой, с бездонными голубыми глазами. Его экспрессивная мимика, сочетавшая мощный внутренний порыв и внешнюю сдержанность, напоминала игру звезд черно-белого кино. Его партнершей выступила Наталья Савченко, которой очень не хватило легкости и гибкости, зато радовались поклонники ее драматических талантов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (5703) от 18.05.2016.


Комментарии