Страна бессмертия Дильмун
Эрмитаж открыл выставку из Национального музея Бахрейна, которую организаторы назвали «В стране Дильмун, где восходит солнце...».

- Пять лет назад в том же зале мы принимали выставку «Тилос. Путешествие в загробный мир» из музея Королевства Бахрейн, - рассказывает куратор заведующая отделом Востока Эрмитажа Наталья Козлова. - Теперь речь идет о более древнем государстве - Дильмун. Из клинописных источников оно известно как райская страна. Согласно шумерскому тексту, боги поселили там единственного человека, который выжил во время потопа. Страна, связанная с бессмертием. Есть версия, что позднее, когда людей на Земле стало много, туда возили хоронить умерших в надежде, что они обретут бессмертие. Бахрейн знаменит погребениями, там самое крупное скопление некрополей эпохи бронзы. И это место, где пересекались торговые пути. Торговые связи - одна из важных тем выставки.
Условный образ древней страны создан в Пикетном зале: на временно выстроенных стенах движутся пески, из земли «бьет источник воды». В витринах - сосуды, фигурки, печати-штампы, фрагменты текстов III - I тысячелетий до н. э. Это археологические находки последних десятилетий острова Бахрейн в Персидском заливе.
Природные богатства и множество могильных холмов в ландшафте северного и западного Бахрейна с давних пор привлекали путешественников и ученых. Но первооткрывателем следов древней культуры считается британский офицер Э. Дюран, служивший на Бахрейне. В 1879 году он обнаружил базальтовый камень, вмурованный в стену храма, с клинописной надписью, в которой упоминался бог Инзака, по месопотамским текстам верховное божество Дильмуна. Находка положила начало изучению цивилизации и позволила отождествить остров Бахрейн с легендарной страной Дильмун. К сожалению, реликвия, пережившая тысячелетия, погибла во время Второй мировой войны.
Логическое начало выставки - копия «камня Дюрана». Рядом с ней витрина с самым ценным экспонатом, символом Дильмуна - медной головкой быка. Предполагается, что она служила украшением музыкального инструмента - арфы или лиры. В середине прошлого века вместе с алебастровыми сосудами, медными фигурками и другими ценными вещами она была обнаружена под полом самого известного святилища Бахрейна - храмового комплекса Барбар. Три здания, построенных одно за другим, археологи раскапывали с 1954-го по 1961 год. В полу одного из них оказалась яма с ценностями. В Древнем Востоке при строительстве храмов существовала традиция посвящать дары божеству, помещая их в закладную яму под фундаментом.
Памятников искусства древней цивилизации сохранилось мало. В их числе печати-штампы - особенность материальной культуры Дильмуна. Их можно долго рассматривать за стеклом витрин. Фильм демонстрирует, как их делали и как их находили археологи.
В состав выставки вошло почти двести предметов из коллекции Национального музея Бахрейна.
Материалы рубрики
«Петербург-концерт» устроит в Эрмитаже День Рахманинова
В Мраморном дворце работает выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии