Сто лет гордыни

9 марта Александринский театр станет главным героем юбилейных событий, посвященных столетию спектакля Всеволода Мейерхольда «Маскарад», премьера которого состоялась в Петрограде в дни Февральской революции. Этот спектакль - признанный сценический шедевр, но почему его значение шире исключительно театрального и в чем уроки «Маскарада» сегодня?

Сто лет гордыни |

Это действительно важное и очень объемное событие. С одной стороны, сегодня мы можем и должны рассматривать эстетическую, театральную историю этого спектакля. Она очень обширна, в ней много составляющих. C точки зрения театральной эволюции, театрального новаторского шага, этот спектакль, безусловно, - открытие. Открытие по многим позициям. Прежде всего такого подробного, масштабного по исследовательской работе спектакля до 1917 года в драме не было. По сути, Мейерхольд поставил драматическую оперу. Исследовались материалы различных театральных эпох и, что очень важно, изучались старинные театры и их системы. Этим Мейерхольд занимался и раньше в своих многочисленных студиях. Но в «Маскараде» все соединилось.

Не случайно работа над спектаклем шла долго, более пяти лет. Быстрее трудно было сделать. Театр хотел выпустить спектакль в 1914 году к 100-летию Лермонтова, потом в 1916 году. Не успели. И причины тут, думаю, все же не финансовые, не из-за отсутствия денег театр не смог сделать тогда премьеру. Объем работы был колоссальный. Как пример: художник Александр Головин ездил в экспедицию в Италию, изучал фрески, греческие античные театры... Все, что мы видим в оформлении «Маскарада», не случайно. В системе занавесов, задников, падуг есть элементы древних горельефов. Естественно, не в буквальном повторе - использован принцип. Вся эта огромная исследовательская работа - ради торжества и мощи природной театральности, театрализации.

К тому же опытный уже Мейерхольд сумел сделать сам Александринский театр соавтором спектакля. Вся торжественность зала, лепнина, позолота становились частью «Маскарада». Это была уже почти мистификация. Были сделаны невероятные открытия в области построения драматического спектакля. Спектакль стал музыкальным не только потому, что Глазунов написал к нему музыку. Мейерхольд сам создал музыкально-интонационную партитуру спектакля. В «Маскарад» вошли и его опыты, связанные с маской. Он «кадрировал» занавесами сцену и таким образом мог создать для Арбенина возможность монолога «на крупном плане». Потрясающе построены были масштабные массовые сцены. Для спектакля была выполнена уникальная коллекция мебели, костюмов, реквизита. В общем, «Маскарад» Мейерхольда - Головина - Глазунова абсолютно гигантская, титаническая работа!

Но для меня особенно важно то, что сейчас постановка Мейерхольда никак не музейное прошлое. Когда мы работали над спектаклем «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме Лермонтова и спектаклю Мейерхольда 1917 года, стало совершенно очевидно, что многие принципы, заложенные Мейерхольдом, могут работать и сегодня. Безусловно, это касается и создания музыкально-интонационной партитуры драматического спектакля. И именно на «Маскараде» Мейерхольду удалось окончательно выявить принципы построения драматического спектакля по законам музыки. Это очень серьезный и актуальный профессиональный метод - для воспитания молодых режиссеров. «Маскарад» сегодня дает нам массу театральных уроков.

Далеко не случайно советское театроведение пришло к мысли о том, что этот спектакль знаменует некий рубеж, конец одной эпохи и начало другой. Хотя они, конечно, трактовали это в соответствии со своей идеологической точкой зрения. Так Арбенин при вульгарном социологическом разборе выходил иногда чуть ли не борцом с буржуазным обществом, которое его затравило и погубило. Такой подход, безусловно, выглядит сейчас более чем наивно и примитивно... А вот относительно конца эпохи это, конечно, правильно. Хотя я не думаю, что Мейерхольд ставил «Маскарад» именно об этом. Но это произошло стихийно, интуитивно, чутьем гениального художника. Это действительно был конец огромного исторического пласта, закат эпохи. В феврале 1917 года на премьере в партере сияют бриллианты и оголенные плечи и на сцене - бутафорские, фальшивые бриллианты. Весь театр превращался в один маскарад, объединялся в общем ритуале. И все эти люди не знали, что станется с ними завтра, как повернется их жизнь. Это грандиозная история. Премьера 25 февраля, на улицах уже стреляют, выстрелы слышны в театре, на следующий день в кассовом зале убивают студента. А на сцене отпевают Нину. И кругом тоже какая-то панихида. Грандиозная панихида невообразимой мощи.

Таким образом, «Маскарад» Мейерхольда продемонстрировал переход к совершенно иной эпохе, связанной со временем русских революций. Вот сейчас говорят: «Мы будем отмечать годовщину русских революций». Но вообще-то русские революции начались не в феврале 1917 года, а гораздо раньше. И, думаю, тревожные настроения все же питали трагические театральные ассоциации Мейерхольда. Тогда, в эпоху революций, мы захотели изменить мир, мир раскололся. Прошло сто лет, а мы чувствуем это движение.

Так что же произошло? Мы решили построить новый мир, добиться новой справедливости. Взяли и процитировали в Кодексе строителя коммунизма значительную часть Библии. Но самую главную ее часть, о том, что есть Бог, выбросили. Теперь мы сами будем богами. Эта богоборческая тема сильна и у Лермонтова, и у Мейерхольда. Арбенин, сильный незаурядный человек, в своей невероятной гордыне вступает в конфликт с Богом и живет в постоянной ненависти. Он не атеист, но он не принимает Бога, потому что тот все устроил неправильно. Единственная возможность примирения для него - это Нина, ее чистота, ее любовь. Он встречает ее и начинает меняться, становится другим человеком. И он готов уже примириться с Богом. Но сразу же бросает ему вызов, заподозрив обман. И вот это очень важный момент. Когда мы отбрасываем какие-то наши очень важные корневые моральные ценности, когда амбиции берут верх, как только человек думает, что это он решает, что справедливо, а что нет, что это он главный, начинают происходить страшные вещи. Именно это и произошло сто лет назад. Амбиции послужили причиной переворота. Амбиции одних против амбиций других. И этот механизм работает до сих пор. Амбиции руководят нами. Отсюда все эти непримиримые столкновения вокруг передачи Исаакиевского собора церкви, когда ни одна из сторон не хочет выслушать другую. Отсюда эти нелепые обвинения в адрес «Матильды» Алексея Учителя и так далее, примеров можно вспомнить много. Очень хорошо, что Кремль отреагировал и готов защищать искусство от вандалов и разного рода радетелей за какую-то мифическую благонамеренность искусства, в том числе и от группы людей, называющих себя православными активистами и подкидывающих свиные головы к театрам.

Вот я сейчас начал работу над спектаклем о Сталине, о его пути от мечты о всеобщем благоденствии к тирании. А разве Сталин не хотел справедливости для всех? Но, как только человек решает, что только он знает, как исправить мир, что он сам будет убивать и миловать и решать, что есть добро, а что зло, - амбиции и гордыня приводят к страшным последствиям.

Спектакль «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме Лермонтова и спектаклю Вс. Мейерхольда идет у нас в театре уже больше двух лет. И все время аншлаг. Я сначала думал, у зрителя ностальгия по красоте - в спектакле воссозданы костюмы и декорации по эскизам Головина. Но затем увидел, что эта вот трагедия гордыни Арбенина современному зрителю далеко не безразлична, очень близка. В этом смысле за сто лет, прошедших с премьеры «Маскарада», человек мало изменился. И общество сегодня находится в таком состоянии, что нам просто необходимо воспитывать, объяснять, окультуривать людей. Чтобы не допускать состояния такой вот непримиримой вражды.


Валерий ФОКИН, художественный руководитель Александринского театра



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?