Главная городская газета

Стильная выставка из Ленинграда

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью
Стильная выставка из Ленинграда | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В Мраморном дворце отдел новейших течений Русского музея показывает на 100% собственный проект - «В поисках современного стиля», сделанный без советов и пожеланий спонсоров. Это отразилось на качестве выставки наилучшим образом.

На самом деле эта выставка о прошлом, хотя и сравнительно недавнем. Ее полное название - «В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х - середина 1960-х».

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений и главный куратор проекта, рассказал нам о сути музейного замысла:

«Мы вступили в разговор об «оттепели», начатый в прошлом году выставками в Третьяковской галерее и Музее Москвы. Но решили сделать чисто формалистическую выставку: как зарождался стиль того времени. И сами удивились, как много общего оказалось у художников, работавших на ЛФЗ, Заводе художественного стекла, литографской мастерской ЛОСХа, комбинате ДПИ, архитекторов, выполнявших государственные заказы, и так называемого неофициального искусства.

Их объединял интерес к искусству, рассчитанному на широкую публику. В отличие от русского авангарда с его «планитами для землянитов», «искусство в массы» и т. д. художники «оттепели» предпочитали лозунг - «искусство в каждый дом». По точному определению критика Джермано Челанта, это была «малая утопия» в отличие от «большой утопии» классического авангарда. Цитирую итальянца не случайно, ленинградский материал контекстуален европейскому искусству 1950 - 1960-х годов, когда там восстанавливалась прерванная Второй мировой войной рефлексия на авангард через массовость и демократизм. Ленинградские художники интересовались архитектурой Миса ван дер Роэ и поздним «баухаузом», где-то добывали западные журналы. Тогдашний «современный стиль» стал основой чуть более позднего советского модернизма, который сейчас интересен всему миру.

Почему мы ограничились ленинградскими художниками и архитекторами, хотя, конечно, это был общий для СССР феномен? Во-первых, чтобы напомнить о лидерах - художнике по стеклу Борисе Смирнове, архитекторе Владимире Васильковском, дизайнере Игоре Оминине... Во-вторых, выделить ленинградцев, которые были, как Анна Лепорская, прямыми наследниками авангарда или, как Кирилл Петров-Полярный, носителями петербургской культуры. Это был очаровательный человек, я с ним общался. В блокадной юности тушил «зажигалки», в молодости делал дизайн на ледоколах, потом все бросил, увлекся пойнтерами и охотой. На его портрете кисти Ростислава Вовкушевского (еще одно полузабытое имя) изображен ленинградский денди, который знал, как правильно держать курительную трубку.

Мы благодарны коллегам из Музея истории Петербурга и Театрального музея за предоставленные материалы, а также всем частным коллекционерам разных поколений, особенно тем молодым, которые собирают платья и костюмы Ленинградского дома моделей...»

Невозможно подробно рассказать о 200 произведениях «ленинградского стиля». Сокураторы проекта Ирина Карасик и Маргарита Костриц обратили наше внимание прежде всего на выставляемое впервые. Это ткани в стиле ар деко, созданные худо1жниками Николаем Сорокиным и Валентином Косовичем на фабрике имени Веры Слуцкой. В начале 1990-х годов после закрытия предприятия Русскому музею удалось приобрести альбомы с 700 образцами.

Также премьерным является показ архитектурной графики с проектами телецентра Владимира Васильковского и ТЮЗа Александра Жука. В сознании «оттепельного» архитектора в здании телецентра естественно сосуществовали «артистический кабачок» с обилием бутылок и «красный уголок» с бюстом Ленина.

Старшее поколение помнит плакаты Игоря Оминина «По заповедным местам Онежского озера» и «Зенит принимает», у него была интересная живопись, например «Лицо. Голубой луч».

Несколько литографий Веры Матюх, особенно «Королеву бензоколонки» (1964) Боровский называет знаком «эры оптимизма».

Одновременно с выставкой в Мраморном дворце Музей петербургского авангарда представил 16 поздних акварелей художницы. Среди них - «Рынок» с натуральным обменом и «Остановка автобуса» с безжалостным штурмом дверей. Эра оптимизма быстро закончилась.

Выставка «В поисках современного стиля» будет открыта по 16 апреля. На наш взгляд, это слишком короткий срок для такого важного проекта. Тем более что на издание каталога средств не нашлось.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook