Стать первым и начать сначала

На этот раз им стал монгольский баритон Ариунбаатар Ганбаатар.

Стать первым и начать сначала |

Интрига сохранялась до самого последнего момента – до тех пор, пока не завершился второй гала-концерт лауреатов на Новой сцене Мариинского театра. Ведущий Юлиан Макаров неожиданно для всех объявил, что выступления лауреатов во время гала-концерта, длившегося более трех часов, продолжают оцениваться как конкурсные. Из лучших выбирался единственный счастливец, который должен был получить грандиозную премию, размер которой впервые в истории конкурса Чайковского составил 100 000 долларов.

По условиям, «Гран-при» мог быть удостоен только лауреат первой премии в своей номинации. Расклад был такой, что в номинации «Скрипка» эту премию не вручили. На вопрос о том, почему это случилось, Валерий Гергиев ответил на экспресс-пресс-конференции, организованной в формате телемоста Санкт-Петербург – Москва, так: «Это конкурс, на котором возможно все. В жюри были музыканты такого калибра, что кардинально разошлись в оценке молодых конкурсантов, продемонстрировав свое разное отношение к стилистическим особенностям в исполнении музыки Моцарта».

В номинациях «Виолончель» и «Фортепиано» золотыми медалистами стали румын Андрей Ионут Ионица и россиянин Дмитрий Маслеев. Ионица играл на гала-концерте первую часть Виолончельного концерта Шостаковича – играл, как говорится, на разрыв аорты, на пределе эмоциональных и технических возможностей. 27-летний пианист Дмитрий Маслеев, выпускник Московской консерватории по классу Михаила Петухова, допустил в финале Первого концерта Чайковского недопустимое количество мелких ошибок в нотах, потеряв все шансы на «Гран-при». Этому участнику соревнований вообще пришлось особенно тяжело: Дмитрию пришлось продолжать игру, несмотря на известие о смерти матери.

Оставался монгольский певец, который легко и непринужденно, с уверенным видом победителя вышел и спел арию Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского. В ней герой, как известно, обращается с признанием в любви к Лизе, а на ее месте в тот момент был весь зрительный зал и шире – мир. И пусть 27-летний певец исполнил этот номер на русском как иностранном, с множеством языковых огрехов, да местами и не слишком академическим вокалом, но на маэстро Гергиева он произвел, вероятно, однозначное впечатление как единственно возможный кандидат.

По строгому гамбургскому счету, этот «Гран-при» он получил щедрым авансом: дальше Ариунбаатару придется доказывать право на обладание столь высокой наградой, но победителей не судят.

В этом году конкурс вызвал небывалый ажиотаж, но главным образом, пожалуй, все же в Москве. Там сосредоточились не только страстные болельщики из меломанов-любителей, но и активная критика, да и место проведения – Большой и Малый залы Консерватории – было местом мощной концентрации общественного мнения, за которым можно было следить по публикациям в социальных сетях. К тому же обе специальности, по которым участники соревновались в Москве, – «Фортепиано» и «Скрипка», самые популярные и любимые публикой номинации, – были объектом пристальнейшего внимания.

В Петербурге прослушивания по специальности «Виолончель» проходили в Малом зале Филармонии, а сольное пение слушали в полузакрытом режиме, если, конечно, не считать интернет-трансляций всех туров на сайте конкурса, осуществленных при поддержке канала Medici.tv. К огромному сожалению и печали многих любителей вокала, для двух первых туров прослушивания певцов подыскали не большой Концертный зал Мариинского театра или зал Академической капеллы, как было четыре года назад, а камерный зал Мусоргского на сто мест, билеты в который были раскуплены мгновенно. Поэтому неудивительно было услышать сентенцию американской сопрано Деборы Войт о том, что в 1990 году, когда она участвовала в конкурсе Чайковского, ей запомнились сотни слушателей, собиравшихся в Большом зале Московской консерватории и встречавших их, молодых тогда конкурсантов, на выходе, чтобы поздравить и взять автографы.

Однако больше всех прав был Валерий Гергиев, заявивший на пресс-конференции о том, что хорошо уже то, что конкурс состоялся и прошел на мощном позитивном фоне, который не смогла испортить даже новость о пожаре в Московской консерватории, произошедшем в самые напряженные дни финала. Министр культуры Владимир Мединский, присутствовавший на гала-концерте в Петербурге, с нескрываемой гордостью похвастал статистикой просмотров конкурсных туров в интернет-трансляции. Их посмотрели более 10 миллионов человек, а живые прослушивания посетили более 30 тысяч человек.

Лауреатами в номинации «Скрипка» стали Цзэнь Юй Чень (II премия), Гайк Казазян, Анастасия Конунова и Павел Милюков (III премия), Кан Клара-Джуми (IV премия) и Ким Пом Сори (V премия). В номинации «Фортепиано» первой премии удостоился Дмитрий Маслеев, второй – Лукас Генюшас и Джордж Ли, третьей – Сергей Редькин и Даниил Харитонов, четвертой – Люка Дебарг (вызвавший благодаря своему неординарному дарованию волну энтузиазма в публике и получивший также специальный приз от Ассоциации музыкальных критиков Москвы). Первую премию среди виолончелистов получил Андрей Ионут Ионица, вторую – Александр Рамм и третью – Александр Бузлов.

Золотая медаль за сольное пение досталась меццо-сопрано Юлии Маточкиной, за успехами которой пристально следил сам маэстро Гергиев, интересуясь ее результатами, второе место среди женщин получила лирико-колоратурное сопрано Светлана Москаленко, третье – сопрано Мане Галоян и четвертое – лирическая колоратура Антонина Весенина. У мужчин среди вокалистов места распределились так: первое – баритон Ариунбаатар Ганбаатар, второе – тенор Чуаньюэ Ван, третье – баритон Хан Сын Ю и четвертое – бас Дмитрий Григорьев.

Те из участников, у кого хватило сил прийти на пресс-конференцию в зал Щедрина в Мариинском-2, выглядели изможденными, об улыбках не было и речи: победа дорогого стоила. Валерий Гергиев, вероятно, обрадовал их известием о том, что в ближайшие три-четыре месяца их ждет напряженный концертный график, на карте которого Финляндия, Швеция, Голландия, Великобритания, Япония, США. Прав был Денис Мацуев, который на церемонии вручения наград в Москве сказал молодым коллегам: «А сейчас забудьте все, что было вчера, и начинайте сначала».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (5493) от 06.07.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.