Стать первым и начать сначала

На этот раз им стал монгольский баритон Ариунбаатар Ганбаатар.

Стать первым и начать сначала |

Интрига сохранялась до самого последнего момента – до тех пор, пока не завершился второй гала-концерт лауреатов на Новой сцене Мариинского театра. Ведущий Юлиан Макаров неожиданно для всех объявил, что выступления лауреатов во время гала-концерта, длившегося более трех часов, продолжают оцениваться как конкурсные. Из лучших выбирался единственный счастливец, который должен был получить грандиозную премию, размер которой впервые в истории конкурса Чайковского составил 100 000 долларов.

По условиям, «Гран-при» мог быть удостоен только лауреат первой премии в своей номинации. Расклад был такой, что в номинации «Скрипка» эту премию не вручили. На вопрос о том, почему это случилось, Валерий Гергиев ответил на экспресс-пресс-конференции, организованной в формате телемоста Санкт-Петербург – Москва, так: «Это конкурс, на котором возможно все. В жюри были музыканты такого калибра, что кардинально разошлись в оценке молодых конкурсантов, продемонстрировав свое разное отношение к стилистическим особенностям в исполнении музыки Моцарта».

В номинациях «Виолончель» и «Фортепиано» золотыми медалистами стали румын Андрей Ионут Ионица и россиянин Дмитрий Маслеев. Ионица играл на гала-концерте первую часть Виолончельного концерта Шостаковича – играл, как говорится, на разрыв аорты, на пределе эмоциональных и технических возможностей. 27-летний пианист Дмитрий Маслеев, выпускник Московской консерватории по классу Михаила Петухова, допустил в финале Первого концерта Чайковского недопустимое количество мелких ошибок в нотах, потеряв все шансы на «Гран-при». Этому участнику соревнований вообще пришлось особенно тяжело: Дмитрию пришлось продолжать игру, несмотря на известие о смерти матери.

Оставался монгольский певец, который легко и непринужденно, с уверенным видом победителя вышел и спел арию Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского. В ней герой, как известно, обращается с признанием в любви к Лизе, а на ее месте в тот момент был весь зрительный зал и шире – мир. И пусть 27-летний певец исполнил этот номер на русском как иностранном, с множеством языковых огрехов, да местами и не слишком академическим вокалом, но на маэстро Гергиева он произвел, вероятно, однозначное впечатление как единственно возможный кандидат.

По строгому гамбургскому счету, этот «Гран-при» он получил щедрым авансом: дальше Ариунбаатару придется доказывать право на обладание столь высокой наградой, но победителей не судят.

В этом году конкурс вызвал небывалый ажиотаж, но главным образом, пожалуй, все же в Москве. Там сосредоточились не только страстные болельщики из меломанов-любителей, но и активная критика, да и место проведения – Большой и Малый залы Консерватории – было местом мощной концентрации общественного мнения, за которым можно было следить по публикациям в социальных сетях. К тому же обе специальности, по которым участники соревновались в Москве, – «Фортепиано» и «Скрипка», самые популярные и любимые публикой номинации, – были объектом пристальнейшего внимания.

В Петербурге прослушивания по специальности «Виолончель» проходили в Малом зале Филармонии, а сольное пение слушали в полузакрытом режиме, если, конечно, не считать интернет-трансляций всех туров на сайте конкурса, осуществленных при поддержке канала Medici.tv. К огромному сожалению и печали многих любителей вокала, для двух первых туров прослушивания певцов подыскали не большой Концертный зал Мариинского театра или зал Академической капеллы, как было четыре года назад, а камерный зал Мусоргского на сто мест, билеты в который были раскуплены мгновенно. Поэтому неудивительно было услышать сентенцию американской сопрано Деборы Войт о том, что в 1990 году, когда она участвовала в конкурсе Чайковского, ей запомнились сотни слушателей, собиравшихся в Большом зале Московской консерватории и встречавших их, молодых тогда конкурсантов, на выходе, чтобы поздравить и взять автографы.

Однако больше всех прав был Валерий Гергиев, заявивший на пресс-конференции о том, что хорошо уже то, что конкурс состоялся и прошел на мощном позитивном фоне, который не смогла испортить даже новость о пожаре в Московской консерватории, произошедшем в самые напряженные дни финала. Министр культуры Владимир Мединский, присутствовавший на гала-концерте в Петербурге, с нескрываемой гордостью похвастал статистикой просмотров конкурсных туров в интернет-трансляции. Их посмотрели более 10 миллионов человек, а живые прослушивания посетили более 30 тысяч человек.

Лауреатами в номинации «Скрипка» стали Цзэнь Юй Чень (II премия), Гайк Казазян, Анастасия Конунова и Павел Милюков (III премия), Кан Клара-Джуми (IV премия) и Ким Пом Сори (V премия). В номинации «Фортепиано» первой премии удостоился Дмитрий Маслеев, второй – Лукас Генюшас и Джордж Ли, третьей – Сергей Редькин и Даниил Харитонов, четвертой – Люка Дебарг (вызвавший благодаря своему неординарному дарованию волну энтузиазма в публике и получивший также специальный приз от Ассоциации музыкальных критиков Москвы). Первую премию среди виолончелистов получил Андрей Ионут Ионица, вторую – Александр Рамм и третью – Александр Бузлов.

Золотая медаль за сольное пение досталась меццо-сопрано Юлии Маточкиной, за успехами которой пристально следил сам маэстро Гергиев, интересуясь ее результатами, второе место среди женщин получила лирико-колоратурное сопрано Светлана Москаленко, третье – сопрано Мане Галоян и четвертое – лирическая колоратура Антонина Весенина. У мужчин среди вокалистов места распределились так: первое – баритон Ариунбаатар Ганбаатар, второе – тенор Чуаньюэ Ван, третье – баритон Хан Сын Ю и четвертое – бас Дмитрий Григорьев.

Те из участников, у кого хватило сил прийти на пресс-конференцию в зал Щедрина в Мариинском-2, выглядели изможденными, об улыбках не было и речи: победа дорогого стоила. Валерий Гергиев, вероятно, обрадовал их известием о том, что в ближайшие три-четыре месяца их ждет напряженный концертный график, на карте которого Финляндия, Швеция, Голландия, Великобритания, Япония, США. Прав был Денис Мацуев, который на церемонии вручения наград в Москве сказал молодым коллегам: «А сейчас забудьте все, что было вчера, и начинайте сначала».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (5493) от 06.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?