Старое ремесло– новое искусство

Музей истории Петербурга открыл в Невской куртине Петропавловской крепости выставку «Традиции ремесла. Искусство обработки глины», созданную вместе с Императорским фарфоровым заводом (ИФЗ). Задача выставки показать, как много полезных и красивых вещей можно сделать из материала, который буквально лежит под ногами.

Старое ремесло– новое искусство | Выставка «Традиции ремесла. Искусство обработки глины». ФОТО АВТОРА

Выставка «Традиции ремесла. Искусство обработки глины». ФОТО АВТОРА

Сначала о сугубо практической пользе глины: музей демонстрирует лепной сосуд IV тысячелетия до нашей эры. Он был найден во время раскопок на южном берегу Ладожского озера, которые проводились в 1976 - 1979 годах. В этой хрупкой на вид посуде можно и сейчас хранить зерно.

По сравнению с древнейшими временами 270-летняя история императорского фарфора - совсем короткая. Поэтому выставка обозначает ее несколькими штрихами. Это кофейный сервиз 1760-х годов, знаменитый агитационный фарфор первых послереволюционных лет, в частности, тарелки «Кто не с нами, тот против нас» и «Кубистическая с молотом», созданные по эскизам художника Сергея Чехонина.

Интересна попытка через 40 лет продолжить эту традицию. В двух эскизах тарелок Всеволод Сулимо-Самуйло пытается проводить антиалкогольную пропаганду, используя слоган: «Сколько воды ни пить, а пьяну не быть».

В 2009 году художники ИФЗ создали по образцу начала XIX века большую вазу «Сплетницы», используя кобальтовое «крытье» и золочение. Этот раздел выставки дополнен редкими фотографиями из собрания ИФЗ, портретами художников завода и видами заводского музея, заснятыми Иосифом Оцупом в 1914 году.

От высокого снова возвращаемся к практическому: большая коллекция музея позволяет показать изразцы XVIII века, поступившие в 1960-е годы из Меншиковского и Мраморного дворцов, фаянсовые умывальники, электрические розетки. Кроме привычной посуды, можно увидеть редко используемые сейчас фаянсовые пробки для бутылок и колпаки для сыра.

Подробно показана архитектурная продукция знаменитых мануфактур. В Майсене создавались изразцы для доходного дома на Рыбацкой ул., 12. На кузнецовских фабриках - для дома надворного советника Шайкевича (ул. Марата, 35) и дома купца Черепенникова (наб. р. Фонтанки, 39). Фабрика «Або» в городе Турку много лет изготовляла разнообразную напольную плитку, основным заказчиком были российские города, где работали торговые представительства.

Самый большой раздел выставки - образовательный - посвящен созданию изделий из фарфора. Что нужно добавить в глину, как отливаются чашки из готовой массы, при каких температурах происходит обжиг. Если про золочение и серебрение известно всем, то про роспись фарфора аэрографом и использование техники «деколь» (переводная картинка) многие узнают впервые.

К сожалению, по техническим причинам не состоятся занятия и мастер-классы по росписи, которые должны были сопровождать выставку в выходные дни. Созданное профессионалами почти за три века европейского фарфора и фаянса можно увидеть по 28 ноября 2016 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (5794) от 23.09.2016.


Комментарии