Старое ремесло– новое искусство

Музей истории Петербурга открыл в Невской куртине Петропавловской крепости выставку «Традиции ремесла. Искусство обработки глины», созданную вместе с Императорским фарфоровым заводом (ИФЗ). Задача выставки показать, как много полезных и красивых вещей можно сделать из материала, который буквально лежит под ногами.

Старое ремесло– новое искусство | Выставка «Традиции ремесла. Искусство обработки глины». ФОТО АВТОРА

Выставка «Традиции ремесла. Искусство обработки глины». ФОТО АВТОРА

Сначала о сугубо практической пользе глины: музей демонстрирует лепной сосуд IV тысячелетия до нашей эры. Он был найден во время раскопок на южном берегу Ладожского озера, которые проводились в 1976 - 1979 годах. В этой хрупкой на вид посуде можно и сейчас хранить зерно.

По сравнению с древнейшими временами 270-летняя история императорского фарфора - совсем короткая. Поэтому выставка обозначает ее несколькими штрихами. Это кофейный сервиз 1760-х годов, знаменитый агитационный фарфор первых послереволюционных лет, в частности, тарелки «Кто не с нами, тот против нас» и «Кубистическая с молотом», созданные по эскизам художника Сергея Чехонина.

Интересна попытка через 40 лет продолжить эту традицию. В двух эскизах тарелок Всеволод Сулимо-Самуйло пытается проводить антиалкогольную пропаганду, используя слоган: «Сколько воды ни пить, а пьяну не быть».

В 2009 году художники ИФЗ создали по образцу начала XIX века большую вазу «Сплетницы», используя кобальтовое «крытье» и золочение. Этот раздел выставки дополнен редкими фотографиями из собрания ИФЗ, портретами художников завода и видами заводского музея, заснятыми Иосифом Оцупом в 1914 году.

От высокого снова возвращаемся к практическому: большая коллекция музея позволяет показать изразцы XVIII века, поступившие в 1960-е годы из Меншиковского и Мраморного дворцов, фаянсовые умывальники, электрические розетки. Кроме привычной посуды, можно увидеть редко используемые сейчас фаянсовые пробки для бутылок и колпаки для сыра.

Подробно показана архитектурная продукция знаменитых мануфактур. В Майсене создавались изразцы для доходного дома на Рыбацкой ул., 12. На кузнецовских фабриках - для дома надворного советника Шайкевича (ул. Марата, 35) и дома купца Черепенникова (наб. р. Фонтанки, 39). Фабрика «Або» в городе Турку много лет изготовляла разнообразную напольную плитку, основным заказчиком были российские города, где работали торговые представительства.

Самый большой раздел выставки - образовательный - посвящен созданию изделий из фарфора. Что нужно добавить в глину, как отливаются чашки из готовой массы, при каких температурах происходит обжиг. Если про золочение и серебрение известно всем, то про роспись фарфора аэрографом и использование техники «деколь» (переводная картинка) многие узнают впервые.

К сожалению, по техническим причинам не состоятся занятия и мастер-классы по росписи, которые должны были сопровождать выставку в выходные дни. Созданное профессионалами почти за три века европейского фарфора и фаянса можно увидеть по 28 ноября 2016 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (5794) от 23.09.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?