Старик и дети

В театре «Зазеркалье» поставили мюзикл «Старик Хоттабыч» по мотивам сказки Леонида Лагина на музыку петербуржца Сергея Плешака.

Старик и дети | Сцена из спектакля. ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Зазеркалье»

Сцена из спектакля. ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Зазеркалье»

Сказка о старике Хоттабыче - идеальный сюжет для этого театра, где в центре внимания - спектакли для семейного просмотра. Но требовалась немалая смелость, чтобы взяться за этот сюжет после диснеевского «Аладдина» в Театре музыкальной комедии: там запросто летал над зрителями ковер со смелым юношей и принцессой. Однако театру «Зазеркалье» не занимать куража. И мюзикл «Старик Хоттабыч» превзошел все ожидания. Причем он будет не менее интересен взрослым, чем детям.

Режиссер Александр Петров вместе с давним творческим партнером художником-постановщиком Владимиром Фирером был вдохновлен темой расцветавшей советской Москвы со всей ее театральностью, абсурдом и верой в тотальное счастье. Они придумали заразительную, ироничную, стильную, слегка хулиганскую игру в эпоху, из которой вышли, как из шинели. Себе в помощники они взяли беспроигрышный прием - условность и немного клоунады. Декорации больше всего напоминали страницы книги, стилизованные в духе футуристического алфавита Маяковского. Казалось, что персонажи сошли со страниц книги или мультфильма, образуя радужное целое.

Вот милиционер с размалеванным в два разных цвета лицом и его коллега милиционерша, по совместительству зазнобушка в белой ушаночке, распевающие песенку сыщиков, идущих по следу... Вот пионеры: галстуки на них как будто из тонкого поролона. Вот учитель географии - кок, бровки стрелочками, брючки клеш... Старик Хоттабыч - сущий стиляга, приплясывающий и рассыпающийся в щедрых комплиментах своему хозяину Вольке. Нарисована и условная плоская Москва с ее главным символом - фасадом университета со звездой.

В этой карнавальной кутерьме, как выяснилось, можно высказываться на самые злободневные и на вечные темы. Дети считывали свое - веселое и неожиданное, вроде превращений Хоттабыча, взрослые не могли пройти мимо своего смыслового слоя. И всему этому культурно-историческому винегрету нашлась адекватная, легкая, под стать клоунским костюмам, в меру тривиальная, в меру остроумная, яркая и пестрая музыка Сергея Плешака.

С ролью Хоттабыча блистательно справился Леонид Нечаев, так мило на свой лад копировавший знаменитого героя советского кинофильма «Старик Хоттабыч» (1956) в исполнении Николая Волкова. В своей стихии чувствовал себя Антон Москалев в роли Вольки, хорош и Гога Пилюкин у Павла Поликарпова, персонаж, на время лишенный человеческой речи и наделенный собачьими замашками. А также его хлопотливая матушка Наталья Кузьминична - у Анны Смирновой, и влюбленная пионерка Женя Богорад - у Ольги Красных.

Незадолго до финальной песни Хоттабыч подстроил встречу Вольки и Женьки. Он загипнотизировал робкого советского мальчика, чтобы вложить ему в уста самые важные для девочки слова: «Какая ты красивая!». И стоило исчезнуть гипнозу, как мальчик снова не смог вымолвить ничего другого, как «Будь готов!» - «Всегда готов!». Однако под самый занавес девочка все-таки получила заветный поцелуй от мальчика, словно главный завет Хоттабыча, подарившего советским детям фантазию, свободу и любовь.

Мы только в мельканье минут и годов
Постигнем, чего же мы стоим,
У нас ежечасные звуки часов
Не зря именуются боем...   - поют герои финальную песню.

...Но все-таки движемся день ото дня
По дням и веселым, и сложным,
И, в новое время все время входя,
Смеясь мы прощаемся с прошлым.



Комментарии