Станет ли Репин невыездным

Четко определить, что такое культурная ценность, и перестать рассматривать эти ценности как источник доходов для государственной казны. Таков главный итог дискуссий на конференции «Регулирование арт-рынка», которая состоялась в Эрмитаже и была организована его постоянным партнером - Петербургским юридическим форумом.

Станет ли Репин невыездным | Иллюстрация alexwhite/shutterstock.com

Иллюстрация alexwhite/shutterstock.com

В решении первой задачи главная роль принадлежит профессиональным сообществам - от музейщиков и культурологов до юристов и страховщиков. После этого вступают чиновники и депутаты, обязанность которых внести определение в законы о культуре, налогах, бюджете и т. д. Генеральная задача - сделать произведения искусства доступными для российских граждан.

По словам Антона Белова, директора московского музея «Гараж», за границей находятся принадлежащие нашим соотечественникам коллекции искусства ХХ века, которые сопоставимы по ценности с мировыми музеями. Но владельцы не спешат показывать свои богатства в России, потому что придется много платить при ввозе и еще больше - при вывозе.

Бизнесмен и меценат Леонид Михельсон считает, что необходимо освобождать от налогов перемещение через границу произведений искусства. Василий Бычков, директор Центрального дома художника и президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, от имени своей организации предложил максимально расширить законотворческую задачу. Закон об объектах культурного наследия говорит о недвижимых ценностях. Несколько законов, в том числе об авторском праве, посвящены нематериальному культурному наследию. Настала пора принять закон о движимых культурных ценностях. Он должен состоять из нескольких блоков. Сначала определение самого предмета. Затем - глава о коллекционировании. По оценкам экспертов, 40% населения что-нибудь собирают, это занятие уступает по популярности только кулинарии и общению с домашними животными.

Наконец, в законе должны быть разделы, посвященные правилам ввоза-вывоза культурных ценностей и поддержки меценатства. Конфедерация заручилась обещанием Комитета по культуре нового состава Госдумы провести парламентские слушания на данную тему.

Напомним, что от прошлого созыва нынешней Думе остались два законопроекта о ввозе и вывозе культурных ценностей, оба прошли первое чтение, но «зависли». Два документа многое отличает, но у них есть одно важное сходство - оба предлагают разрешить вывоз культурных ценностей старше 100 лет. Этот пункт вызвал бурные споры: противники говорили об угрозе национальной культуре, сторонники доказывали - пора разрешить вывоз старых фотографий из семейных архивов, которые интересны только их владельцам, не говоря уже про какие-нибудь бронзовые канделябры и прочую «сувенирку». Вероятно, потребуется новая версия законопроекта, нынешняя конференция стала «подходом к снаряду» (как вы понимаете, это из спортивной терминологии).

В этом контексте были обсуждены еще два ключевых вопроса. Надо ли обязать владельцев произведений искусства ставить их на учет как часть музейного фонда, который находится в частной собственности, и что не следует разрешать к вывозу ни при каких обстоятельствах.

Василий Бычков высказался против принудительной «всеобщей чипизации», которая только стимулирует «серые» схемы оборота произведений искусства. По мнению Марии Александровой, доцента СПбГУ, постановка на учет может быть исключительно добровольной. Стимулом для такой постановки станет приобретение предметом официального статуса культурной ценности. Тогда сильно упрощается передача такой ценности по наследству. Кроме того, владелец будет избавлен от необходимости доказывать добросовестность своего приобретения.

И одновременно он берет на себя ответственность за сохранность культурной ценности, здесь уместна аналогия с частными домами - памятниками архитектуры.

Разумеется, очень многое будет зависеть от качества экспертизы произведения искусства. Леонид Михельсон предложил сделать открытыми списки аттестованных экспертов и результаты их экспертиз.

Участники конференции только обозначили сюжет о невывозных произведениях искусства. Мария Александрова говорила о немецком опыте: запрещено к вывозу все, что формирует национальную идентичность.

Формирует ли нашу идентичность «почеркушка» Репина? А теоретическая таблица Малевича? Чтобы составить список невывозимого из России, потребуется огромная работа экспертного сообщества.

Предложения конференции будут переданы на обсуждение собранию членов Союза музеев России, которое состоится в начале декабря во время V Международного культурного форума.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5836) от 23.11.2016.


Комментарии