В РОСФОТО открылась выставка «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул...»
В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул...». 90 снимков из частного московского собрания, сделанных в Турции во второй половине XIX века.
Жан Себа - Поликарп Жоайе. «Дервиши». 1880-е. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Город, почти две тысячи лет стоящий на берегах Босфора, на границе Европы и Азии, на стыке культур и религий, многие столетия назывался Константинополем. Официально стал Стамбулом только с 1930 года. Он всегда привлекал путешественников со всего света. Сегодня уехать из Стамбула и не сфотографировать старый трамвай на знаменитой Истикляль Кадесси - просто неприлично.
Но фотография пришла туда гораздо раньше. В 1843 году француз Жозеф-Филибер Жиро де Пранже сделал дагеротип - панораму Константинополя. Через два года венецианцы братья Карло и Джованни Найя открыли фотостудию в центре тогдашней турецкой столицы. В 1851 - 1854 годах в Константинополе работал знаменитый британец Джеймс Робертсон. В то же время и далее почти до конца XIX века главным фотографом Константинополя считался Паскаль Себа. Конкуренцию ему составляли швед Гийом Берггрен и семейные предприятия - студии братьев Гюльмез и братьев Абдулла, они специализировались на портретах. После смерти Паскаля Себа его дело продолжил сын Жан Себа, часто работавший вместе с другим французом Поликарпом Жоайе.
Работы этих авторов представлены на выставке. В ее названии использована строчка Орхана Вели Каныка, известного турецкого поэта середины ХХ века. Старые фотографии доказывают: многое изменилось со времени их создания, но Стамбул был и остается городом «на стыке». Этим он интересен.
Понятно, что в фокусе фотографов Айя-София - христианский собор, потом - мечеть, сейчас - музей, где сошлись в одном пространстве византийские фрески и арабская вязь, лики святых и михраб.
В 1872 - 1875 годах Паскаль Себа сделал круговую панораму Константинополя с Галатской башни. На ней хорошо видно, как строят Галатский мост (он станет третьим на этом месте) через бухту Золотой Рог. Чтобы движение пешеходов и гужевого транспорта не прерывалось, рядом возведена понтонная переправа.
На снимке Робертсона «Вид на мечеть Сулеймание» важнее всего первый план - склады дров на причале и большие шлюпки для переправы. Дуэт Себа - Жоайе сфотографировал застройку особняками берегов Босфора. Многие стоят и поныне, это самое дорогое жилье в Стамбуле.
Портретов на выставке, которая будет работать по 31 марта, немного. Но интересно рассматривать изображения турчанок в вуалях в исполнении братьев Абдулла, а заодно узнать, что такое «паланкин типа седан».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (6375) от 07.02.2019 под заголовком «Стамбул с открытыми глазами».
Комментарии