Стало известно об открытиях при реставрации Гентского алтаря

На прошлой неделе сотрудники Королевского института культурного наследия Бельгии и университета Антверпена сообщили об открытиях, сделанных в процессе реставрации уникального произведения фламандской живописи – Гентского алтаря. 24 панели с изображением 258 фигур считаются одними из древнейших картин маслом, сохранившихся до наших дней.

Стало известно об открытиях при реставрации Гентского алтаря | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Поклонение Мистическому Агнцу» – именно так официально называется Гентский алтарь – произведение легендарное. Он был создан в 1432 году. Рисовать его начал Хуберт ван Эйк, а закончил его брат Ян ван Эйк. За 600 лет их творение едва не уничтожил огонь, его подделывали, похищали, подвергали цензуре, его вывозил Наполеон, за алтарем охотились в Первой и Второй мировых войнах, он хранился в соляной шахте, был продан священнослужителем-отступником, но вновь возвращался на свое место – в собор Святого Бавона в Генте.

Алтарь, который в марте прошлого года обрел новое постоянное место в часовне Святого Причастия собора Святого Бавона в Генте, реставрируется с 2012 года. Предыдущие этапы реставрации уже привели к открытиям, в том числе к раскрытию живописи Яна ван Эйка, долгое время скрытой под красками неизвестного художника XVI века.

Тщательный анализ множества данных, полученных с помощью инфракрасной рефлектографии и макросъемки, лабораторных анализов образцов красок, искусствоведческих и сравнительно-стилистических исследований позволил сделать вывод, что вклад старшего брата Яна ван Эйка, Хуберта, не ограничивался только планированием произведения, как предполагалось ранее. Он также писал Мистического Агнца. Согласно надписям на рамах, Хуберт первым начал работать над панелями алтаря. До прошлого года подлинность надписей активно обсуждали, теперь удалось доказать, что они были нанесены на рамы в то время (ок. 1426 – 1432 гг.), когда Ян ван Эйк работал над алтарем. С помощью научного оборудования специалисты смогли отличить работу первого автора.

Хуберт нарисовал небо, холмистый пейзаж с несколькими зданиями, городами на горизонте и полями. В этой первой композиции уже присутствует жертвенник с Агнцем и Ангелами и некоторые центральные фигуры. На лугу перед алтарем изображен природный родник. После смерти Хуберта в 1426 году его младший брат Ян продолжил работу над произведением.

Новые открытия, сделанные на втором этапе реставрации, вошли в книгу «Гентский алтарь. Исследование и сохранение нижнего регистра».

Исследование также дает отправную точку для изучения верхней части полиптиха, которая еще не восстановлена и не изучена. Третий, и последний, этап реставрации должен начаться в следующем году.

#картины #живопись #открытие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7032) от 18.10.2021 под заголовком «Гентский алтарь открывает тайны».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?