2Vtzqv4Hz9U

Стало известно об открытиях при реставрации Гентского алтаря

На прошлой неделе сотрудники Королевского института культурного наследия Бельгии и университета Антверпена сообщили об открытиях, сделанных в процессе реставрации уникального произведения фламандской живописи – Гентского алтаря. 24 панели с изображением 258 фигур считаются одними из древнейших картин маслом, сохранившихся до наших дней.

Стало известно об открытиях при реставрации Гентского алтаря | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Поклонение Мистическому Агнцу» – именно так официально называется Гентский алтарь – произведение легендарное. Он был создан в 1432 году. Рисовать его начал Хуберт ван Эйк, а закончил его брат Ян ван Эйк. За 600 лет их творение едва не уничтожил огонь, его подделывали, похищали, подвергали цензуре, его вывозил Наполеон, за алтарем охотились в Первой и Второй мировых войнах, он хранился в соляной шахте, был продан священнослужителем-отступником, но вновь возвращался на свое место – в собор Святого Бавона в Генте.

Алтарь, который в марте прошлого года обрел новое постоянное место в часовне Святого Причастия собора Святого Бавона в Генте, реставрируется с 2012 года. Предыдущие этапы реставрации уже привели к открытиям, в том числе к раскрытию живописи Яна ван Эйка, долгое время скрытой под красками неизвестного художника XVI века.

Тщательный анализ множества данных, полученных с помощью инфракрасной рефлектографии и макросъемки, лабораторных анализов образцов красок, искусствоведческих и сравнительно-стилистических исследований позволил сделать вывод, что вклад старшего брата Яна ван Эйка, Хуберта, не ограничивался только планированием произведения, как предполагалось ранее. Он также писал Мистического Агнца. Согласно надписям на рамах, Хуберт первым начал работать над панелями алтаря. До прошлого года подлинность надписей активно обсуждали, теперь удалось доказать, что они были нанесены на рамы в то время (ок. 1426 – 1432 гг.), когда Ян ван Эйк работал над алтарем. С помощью научного оборудования специалисты смогли отличить работу первого автора.

Хуберт нарисовал небо, холмистый пейзаж с несколькими зданиями, городами на горизонте и полями. В этой первой композиции уже присутствует жертвенник с Агнцем и Ангелами и некоторые центральные фигуры. На лугу перед алтарем изображен природный родник. После смерти Хуберта в 1426 году его младший брат Ян продолжил работу над произведением.

Новые открытия, сделанные на втором этапе реставрации, вошли в книгу «Гентский алтарь. Исследование и сохранение нижнего регистра».

Исследование также дает отправную точку для изучения верхней части полиптиха, которая еще не восстановлена и не изучена. Третий, и последний, этап реставрации должен начаться в следующем году.

#картины #живопись #открытие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7032) от 18.10.2021 под заголовком «Гентский алтарь открывает тайны».


Комментарии