Стали известны лауреаты премии имени Аркадия и Бориса Стругацких

В Санкт-Петербургском доме писателя были названы имена лауреатов литературной премии имени Аркадия и Бориса Стругацких (в просторечии – АБС-премии), одной из самых авторитетных отечественных наград в области фантастики «в широком понимании слова».

Стали известны лауреаты премии имени Аркадия и Бориса Стругацких | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Петербургская АБС-премия входит в число старейших литературных наград России: впервые она была вручена 21 июня 1999 года, то есть, как указывают организаторы, «в день, равно отстоящий от дат рождения каждого из братьев Стругацких». Так и повелось: менялся состав жюри, менялось место вручения (Центр современной литературы и книги на Васильевском острове, актовый зал Пулковской обсерватории, Дом писателя на Звенигородской улице), но дата оставалась неизменной. График сбился только в 2020 году из-за пандемии. По той же причине на двадцать первой церемонии собрались только финалисты, рискнувшие выбраться из самоизоляции в эти непростые времена, оргкомитет и волонтеры – узким, но проверенным кругом.

Своим авторитетом АБС-премия обязана принципам формирования лонг-листа и уникальному механизму определения победителей. До 2013 года номинационная комиссия собирала лучшие фантастические произведения года «в широком понимании» (то есть в поле ее внимания попадали абсурд, гротеск, авантюрно-приключенческая проза, старая добрая научная фантастика и многое другое), жюри прореживало этот перечень, а лауреатов выбирал лично Борис Натанович Стругацкий – одна из самых уважаемых фигур в постсоветском литературном сообществе. После его смерти в 

2012 году процедура изменилась, оба тура номинаций стало проводить жюри, однако человеческий фактор продолжал работать: премии удалось сохранить репутацию, заработанную нелегким многолетним трудом.

В 2020 году финалистами в номинации «Художественная проза» стали Виктор Пелевин с повестью «Искусство легких касаний», Андрей Столяров с романом «Темные небеса» и Евгений Филенко с книгой «Очень странные миры». Все трое представляют поколение, пришедшее в литературу на закате советской эпохи, в 1970 – 1980-х, и работают в разных жанрах. Если повесть Пелевина с некоторой натяжкой можно назвать «сатирической фантастикой», то роман Столярова ближе к классической социальной НФ. А книга Филенко завершает многотомный цикл про «галактического консула» Константина Кратова и во многом наследует традиции, заложенной братьями Стругацкими, описывая мир, максимально близкий к Полуденной утопии, которую по сей день с ностальгией вспоминают любители фантастики.

В номинации «Критика и публицистика» финалистами стали Юлия Андреева с биографией «Салтыков-Щедрин. Гораций Третьего Рима», Мария Галина со сборником колонок Hyperfiction, впервые опубликованных в толстом литературном журнале «Новый мир», и Антон Первушин с работой «12 мифов о советской фантастике». Отдельные статьи в этом году до финала не добрались, закономерно уступив авторским книгам.

Обладателями символов АБС-премии – семигранных гаек, «артефактов, которые могут быть созданы только разумными существами», в этом сезоне стали Евгений Филенко за «Очень странные миры» и Мария Галина за Hyperfiction.

Стоит отметить, что книги обоих победителей и пяти из шести финалистов выпущены малыми издательствами «Снежный ком М», «Престиж Бук», «АураИнфо&Группа МИД» и Беляевским фондом поддержки и развития литературы. Единственное исключение в этом стройном ряду – Виктор Пелевин: его «Искусство легких касаний» вышло в одном из крупнейших российских издательских холдингов «Эксмо». Очевидно, что крупные игроки, занимающие более 30% на отечественном рынке художественной литературы, с трудом справляются с фантастической прозой, которая не укладывается в строгие рамки коммерческих формул. И совсем не справляются с таким сложным направлением нонфикшена, как фантастиковедение.

И это, наверное, к лучшему: до абсолютной монополии еще далеко, свободные ниши по-прежнему существуют, малым издательствам и их авторам хватает свободного пространства для поиска и эксперимента.

#литература #премия #фантастика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (6809) от 19.11.2020 под заголовком «АБС-премия: двадцать первый сезон».


Комментарии