Стали известны лауреаты премии имени Аркадия и Бориса Стругацких

В Санкт-Петербургском доме писателя были названы имена лауреатов литературной премии имени Аркадия и Бориса Стругацких (в просторечии – АБС-премии), одной из самых авторитетных отечественных наград в области фантастики «в широком понимании слова».

Стали известны лауреаты премии имени Аркадия и Бориса Стругацких | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Петербургская АБС-премия входит в число старейших литературных наград России: впервые она была вручена 21 июня 1999 года, то есть, как указывают организаторы, «в день, равно отстоящий от дат рождения каждого из братьев Стругацких». Так и повелось: менялся состав жюри, менялось место вручения (Центр современной литературы и книги на Васильевском острове, актовый зал Пулковской обсерватории, Дом писателя на Звенигородской улице), но дата оставалась неизменной. График сбился только в 2020 году из-за пандемии. По той же причине на двадцать первой церемонии собрались только финалисты, рискнувшие выбраться из самоизоляции в эти непростые времена, оргкомитет и волонтеры – узким, но проверенным кругом.

Своим авторитетом АБС-премия обязана принципам формирования лонг-листа и уникальному механизму определения победителей. До 2013 года номинационная комиссия собирала лучшие фантастические произведения года «в широком понимании» (то есть в поле ее внимания попадали абсурд, гротеск, авантюрно-приключенческая проза, старая добрая научная фантастика и многое другое), жюри прореживало этот перечень, а лауреатов выбирал лично Борис Натанович Стругацкий – одна из самых уважаемых фигур в постсоветском литературном сообществе. После его смерти в 

2012 году процедура изменилась, оба тура номинаций стало проводить жюри, однако человеческий фактор продолжал работать: премии удалось сохранить репутацию, заработанную нелегким многолетним трудом.

В 2020 году финалистами в номинации «Художественная проза» стали Виктор Пелевин с повестью «Искусство легких касаний», Андрей Столяров с романом «Темные небеса» и Евгений Филенко с книгой «Очень странные миры». Все трое представляют поколение, пришедшее в литературу на закате советской эпохи, в 1970 – 1980-х, и работают в разных жанрах. Если повесть Пелевина с некоторой натяжкой можно назвать «сатирической фантастикой», то роман Столярова ближе к классической социальной НФ. А книга Филенко завершает многотомный цикл про «галактического консула» Константина Кратова и во многом наследует традиции, заложенной братьями Стругацкими, описывая мир, максимально близкий к Полуденной утопии, которую по сей день с ностальгией вспоминают любители фантастики.

В номинации «Критика и публицистика» финалистами стали Юлия Андреева с биографией «Салтыков-Щедрин. Гораций Третьего Рима», Мария Галина со сборником колонок Hyperfiction, впервые опубликованных в толстом литературном журнале «Новый мир», и Антон Первушин с работой «12 мифов о советской фантастике». Отдельные статьи в этом году до финала не добрались, закономерно уступив авторским книгам.

Обладателями символов АБС-премии – семигранных гаек, «артефактов, которые могут быть созданы только разумными существами», в этом сезоне стали Евгений Филенко за «Очень странные миры» и Мария Галина за Hyperfiction.

Стоит отметить, что книги обоих победителей и пяти из шести финалистов выпущены малыми издательствами «Снежный ком М», «Престиж Бук», «АураИнфо&Группа МИД» и Беляевским фондом поддержки и развития литературы. Единственное исключение в этом стройном ряду – Виктор Пелевин: его «Искусство легких касаний» вышло в одном из крупнейших российских издательских холдингов «Эксмо». Очевидно, что крупные игроки, занимающие более 30% на отечественном рынке художественной литературы, с трудом справляются с фантастической прозой, которая не укладывается в строгие рамки коммерческих формул. И совсем не справляются с таким сложным направлением нонфикшена, как фантастиковедение.

И это, наверное, к лучшему: до абсолютной монополии еще далеко, свободные ниши по-прежнему существуют, малым издательствам и их авторам хватает свободного пространства для поиска и эксперимента.

#литература #премия #фантастика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (6809) от 19.11.2020 под заголовком «АБС-премия: двадцать первый сезон».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?