Стала крепостью. В Кунсткамере открылась экспозиция, посвящённая 80‑летию Победы

В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН начала работу новая экспозиция «Кунсткамера в годы войны: крепость науки и обороны» (14+), посвященная 80‑летию Победы в Великой Отечественной войне. Впервые публика получит возможность посетить подвал знаменитой музейной башни, в котором в годы блокады Ленинграда жили и трудились сотрудники музея.

Стала крепостью. В Кунсткамере открылась экспозиция, посвящённая 80‑летию Победы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На открытии экспозиции Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, член Попечительского совета Кунсткамеры, отметил, что «выставки о Великой Отечест­венной войне и блокаде Ленинграда очень важны, но их трудно создавать. В Эрмитаже было несколько проектов на эту тему — театральных, научных, виртуальных. И новый проект Кунсткамеры будет нами изучен, нужно напоминать о том, что здесь происходило, это был подвиг».

Как рассказал Андрей Головнев, директор Кунсткамеры, на третий день Великой Отечественной вой­ны, 25 июня 1941 года, в здании Кунсткамеры было оборудовано бомбоубежище. Подвальные окна были забиты двухслойными щитами из дубовых досок. В башне, с которой хорошо просматриваются невские берега, оборудован наблюдательный пункт, а также огневые точки на случай уличных боев. Кунсткамера действительно была крепостью. Сотрудники, которые не были мобилизованы в Красную армию, быстро научились тушить зажигательные бомбы и ликвидировать очаги возгорания. И продолжали заботиться о сохранности уникальной коллекции, которую не удалось эвакуировать, проводили научные исследования, защищали диссертации.

Кунсткамера1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как и экспозиции на первом и втором этажах башни Кунсткамеры, новая экспозиция расположена по кругу — реконструировано бомбоубежище, где жили сотрудники музея, которые были переведены на казарменное положение; опорный пункт обороны; рабочий кабинет ученого, кабинет Роберта Каплан-Ингеля, архитектора, во время Великой Отечественной войны занимавшего пост уполномоченного по охране музея, фактически он был руководителем той части коллектива, который остался в осажденном Ленинграде.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Юлия Конькова, куратор проекта, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Кунсткамеры, для показа использованы предметы, сохранившиеся с военных времен, некоторые мемориальные вещи предоставили работающие в Кунсткамере потомки тех, кто пережил здесь те страшные и героические дни. Например, от Софии Гиренко получены чернильный набор и ручная кофемолка, от Ольги Жмур — чемодан и очечник. Остальные предметы приобретены по рекомендациям реконструкторов.

В экспозиции представлены материалы научной работы Александра Кондаурова, этнографа, специалис­та по ягнобцам — этнической группе таджиков. В декабре 1941‑го он защитил кандидатскую диссертацию, а через два месяца умер от голода. Мемориальный раздел экспозиции назван «Галерея героев», там представлено 87 портретов сотрудников Кунсткамеры: погибших на фронте, трудившихся в блокаду, работавших в эвакуации и вернувшихся после Победы.

К открытию новой экспозиции приурочен выход книги «Военная хроника Кунсткамеры. 1941 – 1945», составленной по архивным документам Натальей Копаневой, главным хранителем фондов, и Ксе­нией Носовской, методистом. В этом издании прослежена жизнь музея день за днем. Уборка мусора, разгрузка дров и даже покупка справочника по исчислению налогов. Копанева обратила наше внимание за забавный эпизод. 30 ноября 1942 года во время обхода музейщики обнаружили в одном из щитов вонзившуюся в него стрелу. Как выяснилось, во время артобстрела от взрывной волны у макета папуаса, целившегося из лука, отломился палец, который держал тетиву. Произошел выстрел.

Продолжением новой экспозиции является стендовая выставка «Возрождение Кунсткамеры. 1944 – 1948». На ней представлены фотографии, в том числе редкие, которые показывают, как музейщики участвовали в ремонте своего здания, как готовили в запредельно сжатые сроки большую выставку к 220‑летию Академии наук. Она открылась 26 июня 1945 года и получила самые высокие оценки коллег из разных стран.

Три стенда посвящены уникальной работе по воссозданию верхнего яруса башни, утраченного во время пожара 1747 года. Проект был разработан Ингель-Капланом, инициатором воссоздания был Сергей Вавилов, президент АН СССР.

Читайте также:

В Музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка «Путь к Победе. Ленинград»

История ледовых патрулей. В здании ААНИИ открылась выставка, посвящённая 80‑летию Победы


#выставка #Кунсткамера #80-летие Великой Победы

Комментарии