Спеша за XXI веком

Конец зимы, по традиции, был ознаменован прошедшими почти одновременно фестивалями «Музыкальный Эрмитаж» и «Триумф джаза». Первым на протяжении семи лет руководит композитор Сергей Евтушенко. Второй пятнадцать лет назад основал популярный джазмен Игорь Бутман. Петербургские зрители оказались на пересечении двух путей развития джаза – европейского и американского.

Спеша за XXI веком | Terence Blanchard & E-collective1. ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

Terence Blanchard & E-collective1. ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

В Эрмитажном театре собрались ценители музыкальных изысков, которым все равно, что называть джазом и как вообще называть разновидности «интеллектуальной музыки» XXI века. В ДК им. Горького на «Триумфе...» – убежденные традиционалисты, для которых настоящий джаз неотделим от своих корней и не имеет ничего общего с новой европейской музыкой.

Польский пианист Лешек Можджер среди меломанов – персонаж культовый. Он снискал почет и уважение благодаря джазовым вариациям произведений Фридерика Шопена и своего соотечественника Кшиштофа Комеды (автор музыки к фильмам Романа Полански). Значимым фактом в биографии пианиста стало исполнение перед многотысячной аудиторией в Чили первой в мире транс-оперы по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Музыкальные опыты Можджера выходят далеко за пределы джаза.

Этот музыкант, обладающий харизмой рок-звезды, извлекает из рояля звуки странной музыки, которая притворяется джазом и требует приставки «фри» (от англ. free – «свободный»). Вместе с контрабасистом из Швеции Ларсом Даниельсоном и барабанщиком из Израиля Зохаром Фреско они играли музыку, свободную от традиции и национальных черт. Европейский фри-джаз всегда объединяет представителей разных культур, в музыке они находят общий язык.

Лешек Можджер перенес зрителей в будущее, где нам, таким разным и пока чужим, придется быть вместе и разговаривать на одном языке – по крайней мере в искусстве.

А вот следующий концерт фестиваля был экскурсом в прошлое. Завершился «Музыкальный Эрмитаж» выступлением Ансамбля духовых инструментов оркестра оперного театра Сан-Карло. Итальянцы напомнили петербуржцам, что именно в нашем городе в XVIII веке впервые прозвучали 12 дивертисментов Джованни Паизиелло, посвященных Екатерине Великой. Можно сказать, музыканты Неаполя вернули в Эрмитаж музыкальные редкости императорского Петербурга.

XV фестиваль «Триумф джаза», прошедший в ДК им. Горького, предъявил Петербургу легендарных дебютантов. Первый раз сюда приехал прославленный ансамбль Yellow Jackets. В зале советского дворца культуры мгновенно установилась атмосфера клубного единодушия. Саксофонист Боб Минцер (ему группа обязана переходом с электронного звучания на акустическое и поворотом от эксперимента к традиции) в элегантном костюме выдавал мастерские пассажи; темнокожий барабанщик Уилл Кеннеди был увлечен только ритмом; когда Боб Минцер брал в руки кларнет, интонация менялась и в солнечную мелодию врывалась грусть. Для присутствующих в зале молодых зрителей, обычно посещающих раскрученные фестивали, это наверняка был новый опыт подлинного джаза, который американские музыканты хранят, как одно из главных достояний национальной музыкальной культуры.

Кровное родство с этой музыкой слышалось в пении Лисы Хенри – джазовой дивы из Канзас-Сити. Она пела в сопровождении ансамбля Олега Бутмана (барабанщик, старший брат Игоря Бутмана), с которым познакомилась много лет назад во время ее гастролей с прославленной группой Херби Хэнкока. В одной из своих томных баллад певица спела на русском с забавным акцентом «Каждый день я пою блюз». Несколько композиций Лиса Хенри исполнила с пианисткой и певицей Натальей Смирновой. У Натальи отличный вокал, но, когда она выступает на одной сцене с Лисой, становится понятно, что для джазового пения мало хорошей техники – нужно еще нечто, что хочется назвать «зовом крови». Вот этой прочной корневой системы лишена новая европейская «фри-музыка».

Главный гость юбилейного фестиваля «Триумф джаза» – трубач и кинокомпозитор Теренс Блэнчард, пятикратный обладатель премии «Грэмми», впервые выступивший в Петербурге со своей новой командой E-collective. Он в отличие от большинства своих верных традициям сверстников поспешил за XXI веком и теперь свободно совмещает электронику и синтезаторы с пронзительным соло на трубе. Как только маэстро брал свой инструмент, зал взрывался аплодисментами. Ясно, что все пришли услышать его виртуозную игру, а не эксперименты с новым звучанием.

Зрители с интересом присматриваются к новым течениям, пытаются уловить их ускользающую новизну. Но многие тянутся к понятному, проверенному временем. Надежному – и в музыке, и в жизни.


КСТАТИ

В последние дни зимы было объявлено о проведении 30 апреля IV Международного дня джаза. Генеральный директор ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры Ирина Бокова и посол доброй воли ЮНЕСКО Херби Хэнкок приняли решение, что в этом году главный концерт, посвященный Дню джаза, состоится в Париже. Как сказано в сообщении, «Наша задача – привлечь внимание к этому музыкальному жанру, который всегда был и остается движущей силой свободы и творчества, способствует межкультурному диалогу, поощряя взаимоуважение и понимание».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (5409) от 03.03.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.