Спеша за XXI веком
Конец зимы, по традиции, был ознаменован прошедшими почти одновременно фестивалями «Музыкальный Эрмитаж» и «Триумф джаза». Первым на протяжении семи лет руководит композитор Сергей Евтушенко. Второй пятнадцать лет назад основал популярный джазмен Игорь Бутман. Петербургские зрители оказались на пересечении двух путей развития джаза – европейского и американского.
Terence Blanchard & E-collective1. ФОТО предоставлено организаторами фестиваля
В Эрмитажном театре собрались ценители музыкальных изысков, которым все равно, что называть джазом и как вообще называть разновидности «интеллектуальной музыки» XXI века. В ДК им. Горького на «Триумфе...» – убежденные традиционалисты, для которых настоящий джаз неотделим от своих корней и не имеет ничего общего с новой европейской музыкой.
Польский пианист Лешек Можджер среди меломанов – персонаж культовый. Он снискал почет и уважение благодаря джазовым вариациям произведений Фридерика Шопена и своего соотечественника Кшиштофа Комеды (автор музыки к фильмам Романа Полански). Значимым фактом в биографии пианиста стало исполнение перед многотысячной аудиторией в Чили первой в мире транс-оперы по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Музыкальные опыты Можджера выходят далеко за пределы джаза.
Этот музыкант, обладающий харизмой рок-звезды, извлекает из рояля звуки странной музыки, которая притворяется джазом и требует приставки «фри» (от англ. free – «свободный»). Вместе с контрабасистом из Швеции Ларсом Даниельсоном и барабанщиком из Израиля Зохаром Фреско они играли музыку, свободную от традиции и национальных черт. Европейский фри-джаз всегда объединяет представителей разных культур, в музыке они находят общий язык.
Лешек Можджер перенес зрителей в будущее, где нам, таким разным и пока чужим, придется быть вместе и разговаривать на одном языке – по крайней мере в искусстве.
А вот следующий концерт фестиваля был экскурсом в прошлое. Завершился «Музыкальный Эрмитаж» выступлением Ансамбля духовых инструментов оркестра оперного театра Сан-Карло. Итальянцы напомнили петербуржцам, что именно в нашем городе в XVIII веке впервые прозвучали 12 дивертисментов Джованни Паизиелло, посвященных Екатерине Великой. Можно сказать, музыканты Неаполя вернули в Эрмитаж музыкальные редкости императорского Петербурга.
XV фестиваль «Триумф джаза», прошедший в ДК им. Горького, предъявил Петербургу легендарных дебютантов. Первый раз сюда приехал прославленный ансамбль Yellow Jackets. В зале советского дворца культуры мгновенно установилась атмосфера клубного единодушия. Саксофонист Боб Минцер (ему группа обязана переходом с электронного звучания на акустическое и поворотом от эксперимента к традиции) в элегантном костюме выдавал мастерские пассажи; темнокожий барабанщик Уилл Кеннеди был увлечен только ритмом; когда Боб Минцер брал в руки кларнет, интонация менялась и в солнечную мелодию врывалась грусть. Для присутствующих в зале молодых зрителей, обычно посещающих раскрученные фестивали, это наверняка был новый опыт подлинного джаза, который американские музыканты хранят, как одно из главных достояний национальной музыкальной культуры.
Кровное родство с этой музыкой слышалось в пении Лисы Хенри – джазовой дивы из Канзас-Сити. Она пела в сопровождении ансамбля Олега Бутмана (барабанщик, старший брат Игоря Бутмана), с которым познакомилась много лет назад во время ее гастролей с прославленной группой Херби Хэнкока. В одной из своих томных баллад певица спела на русском с забавным акцентом «Каждый день я пою блюз». Несколько композиций Лиса Хенри исполнила с пианисткой и певицей Натальей Смирновой. У Натальи отличный вокал, но, когда она выступает на одной сцене с Лисой, становится понятно, что для джазового пения мало хорошей техники – нужно еще нечто, что хочется назвать «зовом крови». Вот этой прочной корневой системы лишена новая европейская «фри-музыка».
Главный гость юбилейного фестиваля «Триумф джаза» – трубач и кинокомпозитор Теренс Блэнчард, пятикратный обладатель премии «Грэмми», впервые выступивший в Петербурге со своей новой командой E-collective. Он в отличие от большинства своих верных традициям сверстников поспешил за XXI веком и теперь свободно совмещает электронику и синтезаторы с пронзительным соло на трубе. Как только маэстро брал свой инструмент, зал взрывался аплодисментами. Ясно, что все пришли услышать его виртуозную игру, а не эксперименты с новым звучанием.
Зрители с интересом присматриваются к новым течениям, пытаются уловить их ускользающую новизну. Но многие тянутся к понятному, проверенному временем. Надежному – и в музыке, и в жизни.
КСТАТИ
В последние дни зимы было объявлено о проведении 30 апреля IV Международного дня джаза. Генеральный директор ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры Ирина Бокова и посол доброй воли ЮНЕСКО Херби Хэнкок приняли решение, что в этом году главный концерт, посвященный Дню джаза, состоится в Париже. Как сказано в сообщении, «Наша задача – привлечь внимание к этому музыкальному жанру, который всегда был и остается движущей силой свободы и творчества, способствует межкультурному диалогу, поощряя взаимоуважение и понимание».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (5409) от 03.03.2015.
Комментарии