Спасибо, я не простудился и выспался!

В Петербурге второй раз прошел Форум независимого театра (ФНТ) - на базе проекта «Площадка», который, по словам директора Давида Жарницкого, «занимается созданием и продвижением проектов в области современного театра».

Спасибо, я не простудился и выспался! |  Так выглядит герой спектакля «Старик и море» («Театр. На вынос»). ФОТО Светланы БОТЕВОЙ

Так выглядит герой спектакля «Старик и море» («Театр. На вынос»). ФОТО Светланы БОТЕВОЙ

Этот форум совпал с другим - культурным. Вроде как неудачное планирование: зачем демонстрировать свою программу в те дни, когда правит бал столь мощный конкурент? Однако «в этом что-то есть»: в тот форум летят стрелы, обвинения в сильной его зависимости от государственной политики, в пафосе. Вот, казалось бы, вам и карты в руки: какую альтернативу вы можете предложить этой махине? Какой такой независимый театр?

Первым спектаклем на моем пути по ФНТ оказались «Любовь и деньги» Нового императорского театра. Он создан Олегом Ереминым явно в пику тому императорскому театру - Александринскому, - в котором он 10 лет назад сыграл Треплева у Кристиана Люпы и в котором поставил потрясающую «Муху» в помещении-«тоннеле» где-то в недрах здания. Теперь тоже выбрал необычное пространство: стильную парикмахерскую в дорогущем универмаге в центре города. По форме тоже - тоннель, причем с зеркальной поверхностью: зрители, рассаженные в ряд, все действие могли созерцать самих себя.

Сюжет пьесы британца Денниса Келли нелинейный и запутанный, распутывать сейчас не имеет смысла, главное, что персонажи одержимы желанием покупать и быть «в тренде», и в этом смысле шикарный магазин, конечно, подходит. Постановка не бессмысленна (актриса Мария Лопатина стала просто открытием!), но в целом - из разряда «посмотрел, а утром с трудом вспомнил». Не исключаю, что в случае со мной спектакль «не по адресу»: он скорее рассчитан на обеспеченных людей, которые знают толк в брендах, я в сравнении с ними оборванец. Я просто любовался эффектным визуальным рядом, транслирующим красивую жизнь, респект художнику Сергею Кретенчуку. Но дальше в программе форума началось такое, что «Любовь и деньги» показались чуть не прорывом.

Название следующего спектакля - восторг! - «Мама, ты долбишься в глаза?» (проектный театр Maailmanloppu, что в переводе значит «Апокалипсис»). На этот раз зрителей затолкали в закуток модного бара. Очаровала всех режиссер Александра Абакшина - как она рассаживала зрителей, как готовила нас к восприятию необычного проекта, посвященного феминизму и «гендерному размыванию»! Но когда Абакшина со товарищи начали просто читать в микрофон тексты, развешанные на стенах, я изумился: неужели эти горы невыразительного текста написала Алина Шклярская, известный питерский драматург? Должен же текст быть хоть как-то срежиссирован, чтобы дойти до зрителя? Зачем целый час слушать самодеятельно и квело прочитанный текст, не рождающий у меня как у зрителя ровным счетом ни-че-го?

Действие спектакля «Старик и море» режиссера Алексея Ершова («Театр. На вынос») происходило в центре Петербурга. Зрителей завели в закрытую зону, где от старого дома сохранилась огромная стена, а на месте фундамента образовался водоем. И этот заброшенный пейзаж заворожил, хотя там и попахивало гнильцой. Но что дальше? Мы целый час мерзли на берегу, пока «исполнитель» Даниил Вачегин безмолвно плавал в лодке (это не вызывало ничего, кроме беспокойства, не простудится ли он). Странный насупленный парень ходил вокруг нас с магнитофоном, из которого раздавался записанный текст Хемингуэя. Читали механично, что тоже не провоцировало ни на какие мысли и чувства. (Грешным делом подумалось, что, может, и Шклярская написала, как Хемингуэй, но ее обесцветили «минус-режиссурой»?) В финале Вачегин зажег факел, что внесло визуальное разнообразие в эту унылость. Ура, спасибо.

А на «Молчании на заданную тему» (автор идеи - Всеволод Лисовский, режиссер - Дмитрий Волкострелов) мы, зрители, целый час в каком-то офисном помещении просто молчали вместе с актерами. Оценивать не берусь, поскольку вскоре заснул от скуки и, несомненно, от потрясения этим «альтернативным театром». Но какой-то парень, купивший билет (500 рублей), заверил, что я ничего не пропустил.

Это о новинках и новичках. В программе были и заслуженные ветераны, как «Особняк», славный театр с почти 30-летней историей, и прогремевшие уже проекты, такие как «Топливо» Семена Александровского или «Слово и дело» Джулиано Ди Капуа. Но если о них и так много написано, они уже открыты кем-то, для чего их участие в ФНТ? Добавить веса общей программе? В чем свое лицо этого форума и что понимается под независимостью? Если имеются в виду негосударственные театры и частные инициативы, то ими не одно десятилетие занимается питерский «Рождественский парад» (кстати, сохраняющий традицию обсуждения спектаклей критиками, и в этом его особенность). Несколько постановок соответствуют формату «вне сцены» (магазин, бар, водоем как пространство для действия), но место для них на фестивальной карте вроде как застолбила «Точка доступа». Театр, свободный от традиций и школы, штампов и косности, гипотетически может возникнуть и под крышей гостеатра. Понятие «независимость» может беспредельно расплыться - эдак в него попадет и артист, который на дискуссии (приличные вроде люди, не пьяная тусовка) был в нетрезвом виде и, как ни делали ему вежливые замечания, так и не перестал материться.

Нет, я обеими руками за новые проекты и фестивальную «движуху», чтобы спектаклей - шумный рой, чтобы все гудело и жужжало, но... Иногда гудение выглядит самоцелью. Рой есть, а меда нет.

#форум #независимые театры #проекты

Комментарии