Спасибо барону

Журналистов пригласили в Художественно-промышленную академию имени барона Штиглица – посмотреть, как обучают будущих дизайнеров, которые, собственно говоря, и программируют внешний образ нашей жизни. Они создают вещи, которые ежедневно сопровождают нас в быту. От чашек и ложек, одежды и мебели до автомобилей и интерьеров.

Спасибо барону | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сегодня в академии 1500 студентов. Из них 70 процентов – бюджетники, 30 – контрактники. Таково же соотношение между иногородними и петербуржцами. Стоимость обучения – от 50 до 200 тысяч в год.

Даже огромное здание, в котором с непривычки легко заблудиться, не рассчитано на такое количество студентов. Поэтому под мастерские используются и некоторые парадные залы Музея декоративно-прикладного искусства. Студенты кафедры интерьера и оборудования с комфортом расположились в великолепном зале Фарнезе.

Интерьеры мастерских, где проходят практические занятия, выглядят гораздо скромнее, зато там есть все оборудование, необходимое для постижения основ ремесла. Мы побывали в стеклодувной мастерской, в кузнице, где стоят огнедышащие печи, в мастерской книжной графики с офортными станками.

Преподаватели предупреждают абитуриентов, особенно девушек, что работа предстоит тяжелая, подчас грязная, и о маникюре на время обучения придется забыть.

Известно, что еще в 1990-е годы выпускники училища не всегда были подготовлены к практической работе на производстве. Когда открылись границы и в нашу страну стали приезжать западные деятели моды, они изумлялись, что студенты кафедры дизайна костюма виртуозно рисуют, но в большинстве своем не способны сделать самую простую одежду для реальной жизни.

Сейчас в академии большое внимание уделяется именно практическому обучению. Но в идеале студенты должны получить классическое художественное образование.

В нынешней академии два факультета – монументально-декоративного искусства и дизайна. И 14 кафедр. Но есть еще кафедры, обязательные для всех специальностей, – прежде всего рисунка и живописи. Даже искусствоведы и культурологи должны учиться рисовать. Им это полезно: узнав на собственном опыте, как непросто изобразить даже самый простой натюрморт, будут с большим уважением относиться к художникам.

Не все преподаватели принимают так называемую болонскую систему образования, к которой примкнула и академия. Так, многие кафедры декоративно-прикладного искусства выпускают бакалавров. Обучение ведется три с половиной года, чуть меньше полугода отведено на диплом. Есть мнение, что подобный подход низводит образование до уровня техникума. Просто не хватает времени, чтобы «вылепить» из студента настоящего специалиста, художника.

Студентам академии сказочно повезло. Одно из главных учебных пособий – великолепный Музей декоративно-прикладного искусства, на создание которого барон Штиглиц пожертвовал миллионы.

Максимилиан Месмахер спроектировал музей как своеобразную энциклопедию архитектурных стилей. Переходя из зала в зал, студенты словно путешествуют по странам и эпохам.

В 1923 году музей стал филиалом Эрмитажа, куда переместилась огромнейшая часть собрания. Но даже сейчас в музее хранится около 36 тысяч экспонатов – мебель, фарфор, церковные облачения, стекло, керамика, советские ткани, старинные изразцовые печи. По богатству коллекции музей можно сравнить разве что со знаменитым лондонским музеем Виктории и Альберта.

Вот только лондонский известен гораздо больше. На выставки костюма, которые там устраиваются, съезжаются со всего мира. У Музея прикладного искусства есть что показать, да нет средств. В музее не хватает оборудования, причем не только выставочного, но и профессионального – например, нет приборов, которые регулировали бы температуру помещений, влажность. Не хватает и экспозиционных площадей. Лишь 6 – 7 процентов коллекции доступны посетителям, остальная часть хранится в фондах.

Насколько востребованы выпускники академии сейчас, во времена экономического кризиса? У всех ли есть возможность найти работу?

Руководство академии настроено оптимистично. Даже темы дипломов часто «привязываются» к потребностям рынка, обсуждаются с потенциальными работодателями. Это дает хорошие результаты – большинство выпускников академии работу находят и в Петербурге, и в Москве, и за границей.

Самые востребованные специальности сейчас – промышленный и графический дизайн, интерьер и оборудование. Это радует и дает надежду, что засилье китайского дизайна когда-нибудь закончится.

В будущем году Академия имени Александра Людвиговича фон Штиглица отметит 140 лет со дня основания. Здание нуждается в реставрации.

Ректорат сообщает, что она обойдется в 15 миллиардов рублей.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6568) от 19.10.2015.


Комментарии