Спасибо барону

Журналистов пригласили в Художественно-промышленную академию имени барона Штиглица – посмотреть, как обучают будущих дизайнеров, которые, собственно говоря, и программируют внешний образ нашей жизни. Они создают вещи, которые ежедневно сопровождают нас в быту. От чашек и ложек, одежды и мебели до автомобилей и интерьеров.

Спасибо барону | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сегодня в академии 1500 студентов. Из них 70 процентов – бюджетники, 30 – контрактники. Таково же соотношение между иногородними и петербуржцами. Стоимость обучения – от 50 до 200 тысяч в год.

Даже огромное здание, в котором с непривычки легко заблудиться, не рассчитано на такое количество студентов. Поэтому под мастерские используются и некоторые парадные залы Музея декоративно-прикладного искусства. Студенты кафедры интерьера и оборудования с комфортом расположились в великолепном зале Фарнезе.

Интерьеры мастерских, где проходят практические занятия, выглядят гораздо скромнее, зато там есть все оборудование, необходимое для постижения основ ремесла. Мы побывали в стеклодувной мастерской, в кузнице, где стоят огнедышащие печи, в мастерской книжной графики с офортными станками.

Преподаватели предупреждают абитуриентов, особенно девушек, что работа предстоит тяжелая, подчас грязная, и о маникюре на время обучения придется забыть.

Известно, что еще в 1990-е годы выпускники училища не всегда были подготовлены к практической работе на производстве. Когда открылись границы и в нашу страну стали приезжать западные деятели моды, они изумлялись, что студенты кафедры дизайна костюма виртуозно рисуют, но в большинстве своем не способны сделать самую простую одежду для реальной жизни.

Сейчас в академии большое внимание уделяется именно практическому обучению. Но в идеале студенты должны получить классическое художественное образование.

В нынешней академии два факультета – монументально-декоративного искусства и дизайна. И 14 кафедр. Но есть еще кафедры, обязательные для всех специальностей, – прежде всего рисунка и живописи. Даже искусствоведы и культурологи должны учиться рисовать. Им это полезно: узнав на собственном опыте, как непросто изобразить даже самый простой натюрморт, будут с большим уважением относиться к художникам.

Не все преподаватели принимают так называемую болонскую систему образования, к которой примкнула и академия. Так, многие кафедры декоративно-прикладного искусства выпускают бакалавров. Обучение ведется три с половиной года, чуть меньше полугода отведено на диплом. Есть мнение, что подобный подход низводит образование до уровня техникума. Просто не хватает времени, чтобы «вылепить» из студента настоящего специалиста, художника.

Студентам академии сказочно повезло. Одно из главных учебных пособий – великолепный Музей декоративно-прикладного искусства, на создание которого барон Штиглиц пожертвовал миллионы.

Максимилиан Месмахер спроектировал музей как своеобразную энциклопедию архитектурных стилей. Переходя из зала в зал, студенты словно путешествуют по странам и эпохам.

В 1923 году музей стал филиалом Эрмитажа, куда переместилась огромнейшая часть собрания. Но даже сейчас в музее хранится около 36 тысяч экспонатов – мебель, фарфор, церковные облачения, стекло, керамика, советские ткани, старинные изразцовые печи. По богатству коллекции музей можно сравнить разве что со знаменитым лондонским музеем Виктории и Альберта.

Вот только лондонский известен гораздо больше. На выставки костюма, которые там устраиваются, съезжаются со всего мира. У Музея прикладного искусства есть что показать, да нет средств. В музее не хватает оборудования, причем не только выставочного, но и профессионального – например, нет приборов, которые регулировали бы температуру помещений, влажность. Не хватает и экспозиционных площадей. Лишь 6 – 7 процентов коллекции доступны посетителям, остальная часть хранится в фондах.

Насколько востребованы выпускники академии сейчас, во времена экономического кризиса? У всех ли есть возможность найти работу?

Руководство академии настроено оптимистично. Даже темы дипломов часто «привязываются» к потребностям рынка, обсуждаются с потенциальными работодателями. Это дает хорошие результаты – большинство выпускников академии работу находят и в Петербурге, и в Москве, и за границей.

Самые востребованные специальности сейчас – промышленный и графический дизайн, интерьер и оборудование. Это радует и дает надежду, что засилье китайского дизайна когда-нибудь закончится.

В будущем году Академия имени Александра Людвиговича фон Штиглица отметит 140 лет со дня основания. Здание нуждается в реставрации.

Ректорат сообщает, что она обойдется в 15 миллиардов рублей.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6568) от 19.10.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.